Just advertisingThis CD gives the listener a unique opportunity not only to get acquainted with the dark, in the Andalusian style, an early work of Alexander Gradsky much to hear how all sounded the first rock band from Moscow, besides the obvious inspiration from the aesthetics of the high baroque. No concessions to the market, such as: limitter, compressor, or shuffle through the channels - there is only the advance of musical sensitivity listener, the nuances of dynamics and contrasts of sonorities able to assess the composer and the performance level of both the author and his colleagues in the group «Skomorochi»... Read more - Songs on the music and arrangement. So, it all started with the «Skomorokhov» in 1966, where you played with Gradsky, Buynova and Shakhnazarov. What began themselves «Skomorokhs»? and the music!



Пусть попробует кто-нибудь спеть, как я!

По материалам: "Невское время"

3.10.2003
Пусть попробует кто-нибудь спеть, как я! - Александр Градский

Судьба этого музыканта и певца на отечественной эстраде - неповторима и победительна. В 12 лет он начал петь, выбрав себе в качестве репертуара песни Элвиса Пресли. Еще в 1965 году он организовал первую в СССР бит-группу "Cлавяне". Затем был оглушающий успех Градского-композитора, когда он написал музыку к фильму Андрона Михалкова-Кончаловского "Романс о влюбленных". На записи саундтрека сам же Александр и исполнил собственные песни, моментально ставшие популярными у молодежи Страны Советов. Позже он взялся даже за озвучание мультика "Голубой щенок". А был еще и ностальгический хит сорокалетних шестидесятников "Как молоды мы были" и комсомольский гимн "Яростный стройотряд". Нынче он выступает редко. Почти не участвует в сборных концертах. С выступлениями в Петербург приезжает, как правило, не чаще одного раза в год. Но постоянно собирает полные залы. С годами его яркий и мощный голос в три октавы обрел еще большую уверенность и мощь. Не менее уверен Градский и в самом себе. Ходят упорные слухи о его неуживчивом характере и непомерных амбициях. А он смотрит на все это свысока и занимается своим делом - сочиняет музыку и поет...

- Александр Борисович, сколько лет вы сочиняете оперу на сюжет "Мастера и Маргариты"?
- Cам уже сбился со счета. Скажу точно, что этим я начал заниматься после того, как написал музыку к фильму Кончаловского "Романс о влюбленных".
- А что мешает завершить работу над ней? Вы вроде человек дисциплинированный...
- Это только так вам кажется. Помните, что роман Булгакова - вещь абсолютно мистическая. Но я не тороплюсь. Идея должна созреть окончательно и бесповоротно. Жизнь, ее суета, оказывает влияние на мое свободное время. Вот, например, строительство Театра песни, на который правительство Москвы выделило 22 миллиона долларов. Надо их осваивать.
- А строительство дачи вы завершили?
- Почти. Строю-то на века. Сам рассчитал толщину стен, размер перекрытий и балок...
- Cтроительство - ваше хобби?
- Нет. Просто я считаю, что настоящий мужчина должен уметь делать все своими руками и заботиться о членах своей семьи. Вот построю дачу, тогда заботиться станет легче. История же с проектом дачи не выглядит такой уж и сложной. Надо было просто заложить определенный запас прочности. Переговорил со знакомыми инженерами-строителями. Расспросил их о том, что и какого размера должно быть, чтобы дача не рухнула. Дальше проще - взял и сосчитал.
- А свою концертную деятельность вы тоже также тщательно рассчитываете?
- Талантливый человек должен быть уметь администратором собственного таланта, чтобы ни от кого не зависеть. Ни от продюсеров, ни от каких кланов. Я выступаю на сцене только тогда, когда ко мне поступают конкретные предложения. В принципе, я могу петь и перед теплой дружеской компанией, и на стадионе. Могу и в Карнеги-холл. Но я буду петь по-разному. Однажды, когда я выступал в Петербурге, во Дворце культуры имени Ленсовета, то пел достаточно мощно, не жалея связок. Тут-то мне кто-то и крикнул: "Потише!"
- Вы обиделись?
- Нет. Просто приглушил музыку и сделал от микрофона шаг назад. Любой профессионал должен уметь соотносить силу извлекаемого звука с акустикой зала.
- Ваше участие в программе Евгения Светланова "Хиты уходящего века" стало сенсацией, учитывая ваше эстрадное прошлое...
- Учтите и мое консерваторское образование. Увы! Евгения Федоровича нет на свете. Это большая потеря для меня лично, потому что у меня с ним были доверительные отношения. Ведь это именно он пригласил меня петь партию Зведочета в опере "Сказка о золотом петушке" в Большом театре. Да и программа "Хиты уходящего века" была отличным ходом для того, чтобы представить классику эстрадного жанра именно как классику.
- Вы бы смогли ее повторить?
- Смысл? Этот проект умер вместе с кончиной Светланова. Хотя в дуэте с Ларисой Долиной я бы еще попробовал спеть. Когда она занимается настоящей музыкой, с ней приятно работать.
- С кем бы еще вы хотели бы спеть дуэтом?
- С теми, кого я уважаю как настоящего музыканта. И с теми, кто сможет взять верхнее "ми" второй октавы. Пусть попробует спеть кто-нибудь, как я. Тогда посмотрим, что мы сможем исполнять дуэтом.
- Вы думаете, что в России много найдется таких певцов?
- Таланты в нашей стране были, есть и будут. Просто их надо продвигать, а не задвигать. Я ненавижу, когда с экрана телевизора какой-нибудь якобы деятель начинает рассуждать о том, что мы - не великая страна. Это абсолютная чушь! Возьмите музыку и исполнительское искусство. По всему свету в лучших симфонических оркестрах сидят выпускники Ленинградской и Московской консерваторий.
- Вы - патриот?
- Любой здравомыслящий человек - патриот своей страны, если он не сволочь. Но я не страдаю от квасного патриотизма. И когда я был в Америке, то ловил кайф от того, что могу свободно общаться с жителями Нью-Йорка, например. Хотя, конечно, они знают нас хуже, чем мы их. Мы как-то пристально за ними следим, а им до нас нет никакого дела до тех пор, пока мы не затрагиваем их интересов.
- Вас не приглашали заняться политикой? Украсить собою какой-нибудь партийный список?
- Мне это не нужно. Я могу собрать концертный зал "Россия" и без мелькания моего лица по телевидению. В политику идут те, кто ничего не может достичь как профессионал.
- Баскова и Волочкову имеете в виду?
- А они разве профессионалы? Если твоя физиономия появляется через день на каждом телеканале, то сие вовсе не значит, что ты хорошо поешь. У меня есть стойкое убеждение в том, что каждый человек должен заниматься своим делом. Композитор должен сочинять музыку, а певец или музыкант ее исполнять. А лезть на экран за славой - гиблое дело.
- Похоже, что вам не нравится нынешнее телевидение...
- Я его принципиальный противник в том виде, в каком оно существует сегодня. Когда сгорела Останкинская телебашня, то не надо было ее и восстанавливать, чтобы не вводить народ во искушение снова усесться перед "ящиком" для промывки мозгов.
- Вы совсем не смотрите телевизор?
- Почему же? Cмотрю новости и еще смотрю, когда поет Александр Градский.
- Вам нравится, как он это делает?
- У меня к нему нет претензий.
- Вы очень тщательно отбираете тексты для своих песен. Есть ли для вас здесь безусловные авторитеты?
- В поэзии для меня бог один - Александр Сергеевич Пушкин. "Авторитет" - cлово из другой лексики. Процесс общения с поэзией интимного происхождения. На каждый возраст, на каждое состояние есть свой поэт. Когда - Набоков, когда - Саша Черный.
- Когда вы читаете чьи-то стихи, то сразу появляется ощущение, что они могут лечь на музыку?
- Процесс сочинения музыки - это вещь мистическая и метафизическая. Спланировать написание песни на стихи Роберта Бернса невозможно. Для того чтобы такое произошло, многое в моей жизни, как композитора, должно совпасть. Даже то, хорошо ли я позавтракал с утра.
- На заказ сможете сочинить песню?
- Мог и могу. Особенно если это музыка к кино. Не так давно получил большое удовольствие от того, что работал над музыкой к фильму "В августе 44-го...". Погружался в ту далекую, драматическую эпоху. Вот где настоящие страсти! Вот где настоящие характеры!
- Когда мы увидим ваш новый альбом?
- Надеюсь, что он появится очень скоро. Лет десять я не занимался выпуском альбомов. Много чего было сочинено за эти годы.
- Однако ваши новые песни были очень уж жесткими... Особенно моя любимая - "Три ноля". Неужели вас ничего не радовало в ушедшем веке?
- Меня радовали мои родные и близкие. И самые светлые воспоминания об ушедшем веке - это те дни, когда мы были вместе.
- Что огорчало?
- Огорчает постоянное желание "опустить" мою страну тех, кто мнит себя вершителями судеб, только потому, что успел подсуетиться при приватизации или залезть на самую вершину власти. А еще огорчают постоянные попытки бездарностей пролезть всеми мыслимыми и немыслимыми способами на эстраду. Не люблю начальников. Они слишком много всем нам попортили крови и жизни в прошлом веке. Вряд ли сам когда-нибудь смогу им стать.
- А как же руководство тем Театром песни, который вы строите?
- Придется быть начальником по необходимости, чтобы ставить заслон халтуре и бездарностям. Дабы у зрителей не испортился вкус к настоящему искусству.
- А определять, настоящее оно или нет, будете вы сами?
- Не только я. Есть объективные критерии. Они необязательно зависят от количества собравшейся на концерт публики.
- Можем представить себе ситуацию, когда Александру Градскому заказывают написать хит для Филиппа Киркорова?
- Как говорится в одном рекламном ролике, это сукно - не моей мануфактуры.
Написать-то я напишу, да сможет ли он в ноты попасть? Вот в чем вопрос. Попса и вокальное искусство - это вещи очень далекие друг от друга. Вот рок - это другое дело. Там есть драйв, напор, мысли, чувства.
- Неужели у всех подряд?
- Конечно, нет. Но здесь схалтурить гораздо труднее. Потому что рок в России всегда пели нутром, а не под фонограмму.
- Ваш артистизм виден невооруженным глазом. В кино или в театр не звали?
- Звал и Алексей Герман, звал и Ваня Дыховичный. Но я - гордый и долго размышлял над предложениями. А потому еще и хотел играть не так, как нужно было режиссерам, а как роль виделась мне. Какой режиссер станет такое терпеть? Наверное, хорошо, что эти проекты для меня не состоялись. Иначе не смог заниматься любимым делом - музыкой.

Сергей ИЛЬЧЕНКО