В прямом эфире радиостанции
"Эхо Москвы"Елена Коренева
Воскресенье, 31 Октября 2004
Эфир ведет Ксения Ларина
и Михаил Антонов
- М. АНТОНОВ – Наш гость – Елена Коренева. В 1975 г. окончила театральное училище Бориса Щукина и высшие режиссерские курсы, мастерская Митты, с 75-го года актриса театра «Современник», затем драматического театра на Малой Бронной. С 81-го года жила за рубежом, в настоящее время живет в России. Первая роль сыграна в картине «Вас вызывает Таймыр», которую снимал отец Елены. Сыграла более 25 ролей в кино, есть несколько театральных постановок, выпустила две книги.
- К. ЛАРИНА – Лена, здравствуйте.
- Е. КОРЕНЕВА – Здравствуйте.
- К. ЛАРИНА – Все правильно Миша рассказал?
- Е. КОРЕНЕВА – В 82 г. уехала в Америку, а не в 81.
- М. АНТОНОВ – Закрываем программу.
- Е. КОРЕНЕВА – Никого, кроме меня, наверное, не волнует.
- М. АНТОНОВ – Почему?
- К. ЛАРИНА – Это важно, ну что вы, Елена, конечно.
- Е. КОРЕНЕВА – Тогда если для точности 15 сентября 82 г.
- М. АНТОНОВ – Вам рассказывали, что после вашего отъезда по телевидению перестали крутить фильмы с вашим участием?
- К. ЛАРИНА – Козаков по этому поводу возмущался.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, недавно был юбилей Михаила Михайловича, собственно, он об этом повторил уже во всеуслышание, не первый раз, но я не знала об этом, честно говоря, прежде. Но последние годы, уже общаясь с Мишей здесь в Москве, узнала, очень удивилась. Я не верила в то, что я до такой степени одиозная фигура или отъезд мой в Америку мог прикрыть два фильма.
- К. ЛАРИНА – Практика, кстати, достаточно распространенная в нашей стране была в то время, кто бы там ни уезжал, из титров вымарывали, вырезали целые сцены из фильмов.
- М. АНТОНОВ – Да, Борис Сичкин, Савелий Крамаров, и мы ощутили ваш отъезд именно.
- К. ЛАРИНА – Особенно Козаков это ощутил.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, и еще стихотворение написал такое смешное, в общем, я вошла в историю. Благодаря, самое смешное, что, наверное, благодаря этому стихотворению меня как-нибудь и будут вспоминать, то, что Мишу, будут в его юбилей праздновать, это точно.
- К. ЛАРИНА – Вас будут вспоминать уже не только как артистку, но и как писателя, потому что Лена, конечно, опровергла расхожую формулу, что мемуары пишутся обычно, когда уже старческий маразм наступает. Лена решила сделать это на порядок раньше, я сколько раз спрашивала всяких наших звезд, замечательных актеров, а не хотите ли книжку? Да что вы, еще рано, что же, я совсем дряхлый, нет, я еще, мол, поработаю и поживу. Мемуары – это как бы уже все, жизнь кончена. Лена решила пойти по другому пути, написала первую книгу «Идиотка», это в чистом виде, конечно, мемуары, да, Лена?
- Е. КОРЕНЕВА – Да, хотя, вы знаете, тот же Миша Козаков, прочитав мою книгу, он сказал, что ты знаешь, это даже не мемуары, сказал он мне в смысле жанра. Я тоже путаюсь в нюансах, какой жанр в чистом виде, беллетристика, документальная проза, тоже такое всеобъемлющее название. Но импульсом для писания, в принципе, у меня послужило не желание что-то вспомнить и кому-то рассказать, а, в общем, чисто такой азарт писательский, я бы сказала, творческий. Насколько он же двигал мной, когда я пошла учиться на высшие режиссерские курсы к Александру Наумовичу Митте, также и собственно мне захотелось писать книгу, такой шанс, собственно, появился, мне было предложено. Естественно, не просто размышлять о чем-то или какие-то рассказы публиковать, а уж тогда, Лена, расскажите нам про свою жизнь.
- К. ЛАРИНА – Всю правду, да.
- Е. КОРЕНЕВА – Я воспользовалась этим.
- К. ЛАРИНА – Вторая книжка появилась не так давно, «Нетленка», это тоже игра слов такая.
- Е. КОРЕНЕВА – В прошлом году, да.
- К. ЛАРИНА – Там тоже есть какие-то страницы биографические, но тут, я для слушателей говорю, для тех, кто, может быть, не читал эту книжку, тут Лена, уже не стесняясь, решила предложить нам свои опусы литературные в чистом виде, то, что писалось практически, не знаю, с юности, рассказы, эти попытки писать прозу?
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, на самом деле, если для начинающего писателя, скажем так, объем играет принципиальную вещь, не качество, а количество.
- К. ЛАРИНА – Т.е. впихивали туда все, что есть?
- Е. КОРЕНЕВА – И я с юности до, скажем, поступления на курсы, которое было в 98 г., режиссерские, я написала только один рассказ объемом в четыре страницы. Для меня это было что-то такое, очень большое и серьезное.
- М. АНТОНОВ – И поступили-таки.
- Е. КОРЕНЕВА – И поступила, да, но я смогла убедить, заморочить голову, в общем, никто не понимал, зачем мне это нужно, я еще и деньги заплатила, но уболтать я смогла. Хотя что там убалтывать, когда свои деньги платишь за обучение, поэтому вы можете себе представить, что спустя год, сев за книгу, каким достижением в результате еще спустя год оказалось то, что я отмахала 500 страниц. Так что нет, я не писала прозу, просто у меня были какие-то почеркушки, в Америке я вела дневник.
- К. ЛАРИНА – А сны свои записывали?
- Е. КОРЕНЕВА – Иногда записывала сны, у меня есть глава.
- К. ЛАРИНА – Очень много снов в этой книге у Лены.
- М. АНТОНОВ – Счастливые люди, они видят сны. А я, может быть, их вижу, но я не запоминаю.
- Е. КОРЕНЕВА – Дело в том, что любой человек может писать сны, потому что сны каждого человека интересны своим абсурдом. И здесь нет работы твоей авторской, есть какой-то другой автор, который ставит все с ног на голову очень талантливо, но я к снам относилась с интересом чисто таким, психоаналитическим, потому что известно, что в снах есть загадка, никто окончательно не понимает, зачем нам даны сны. Даже я смотрела на днях документальный фильм о Наталье Бехтеревой.
- К. ЛАРИНА – «Магия мозга»?
- Е. КОРЕНЕВА – «Магия мозга», да, и она подтвердила эту мысль, что непонятно, зачем человеку дан сон, т.е. есть много версий, но никто окончательно не знает. И поэтому записывать их с этой точки зрения даже интересно. Сны бывают вещими, сны помогают тебе проанализировать свои собственные проблемы, в них просто, я говорю, потрясающие сюжеты.
- К. ЛАРИНА – Повторялись когда-нибудь сны в вашей жизни?
- Е. КОРЕНЕВА – По сути дела, нет, более того, я знаю, опять же, что одна из версий по поводу снов, которые повторяются, что это означает болезнь, недуг. У моей бабушки, которая сидела в сталинских лагерях, она рассказывала, что у нее был один повторяющийся сон, многолетне это повторение шло, годами, когда она видела размером с грецкий орех какое-то пятно, которое удалялось, увеличивалось, потом там появлялась рожа какая-то, физиономия высовывала ей язык. Она говорит, что это было все время повторяющимся таким сном.
- К. ЛАРИНА – Что это значило?
- Е. КОРЕНЕВА – Я не знаю, наверное, судьба, которая с ней такую шутку злую сыграла, что она провела 22 года в заключении, но потом у нее был вещий сон, причем моя бабушка была такой, очень не материалистичной, а хорошо образованной, интересовалась биологией, математикой, очень материалистичной как бы в своих воззрениях на наше происхождение. И она увидела вещий сон перед смертью Сталина и перед тем, что наступают другие времена, что ее опустят, освободят. Действительно, в 53-м она освободилась.
- М. АНТОНОВ – Дамы, прекращайте, у меня мурашки уже.
- К. ЛАРИНА – А вы толковать сны умеете?
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, я просто хочу сказать, что у меня не было повторяющихся снов.
- К. ЛАРИНА – Умеете толковать сны? Вы этим увлекались наверняка, толкованиями.
- Е. КОРЕНЕВА – Но вещие сны были пару-тройку раз, не в буквальном смысле их надо было трактовать, но какие-то такие.
- К. ЛАРИНА – Дайте я расскажу, Миша, быстро расскажу, я не буду долго рассказывать, все равно это никому неинтересно, просто образ, который меня преследует, мне очень часто снится один и тот же сон, хотя я не очень пока понимаю, с чем он связан.
- Е. КОРЕНЕВА – Если вы убегаете и не можете убежать, то это снится многим.
- К. ЛАРИНА – Я катаюсь на коньках по скоростной конькобежной, т.е. так руки за спину, эти костюмы. Раньше снилась шапочка, все со временем происходит, раньше всякие шапочки и тренировочный, а сейчас уже костюм современный, которые они такие, рыбьи костюмы. На коньках я кататься не умею, никогда в жизни этим не занималась. Но это сон, который у меня повторяется в течение жизни. Первый раз он мне приснился где-то лет в 10-12, я его записала в дневнике. Сон – по кругу качусь, что это значит?
- Е. КОРЕНЕВА – Просто катитесь и катитесь? Я не знаю, я не специалист, но у меня сразу пара фантазий возникла забавных. Во-первых, что если существуют параллельные миры и есть вторая Ксения Ларина, то она где-то там все это время катается.
- М. АНТОНОВ – Чемпионка мира по конькобежному спорту.
- Е. КОРЕНЕВА – А может быть, если верить в реинкарнацию, это ваше будущее.
- М. АНТОНОВ – Хотите мистики?
- К. ЛАРИНА – Давай.
- М. АНТОНОВ – У нас сегодня в гостях Елена Коренева, сегодня для тех, кто забыл перевести часы, я напомню, что мы перешли на зимнее время, сегодня мы говорим о фильме, которому исполняется 25 лет, «Тот самый Мюнхгаузен», где тоже периодически со временем барон переводил это. Барон, часы пробили три. Барон, два. Значит, всего пять. Тоже как-то все это совпало. Я напомню, что наша программа «Отдел кадров» сегодня посвящена юбилеям фильмов, это «Тот самый Мюнхгаузен», 25 лет, а вы про сны, это «Сватовство гусара», 25 лет, это «Романс о влюбленных», которому уже 30 лет.
- К. ЛАРИНА – Ужас, какие страшные цифры ты называешь, лучше бы ты нам этого не говорил.
- Е. КОРЕНЕВА – В апреле месяце или в мае нас позвали на пресс-конференцию, посвященную 30-летию «Романса о влюбленных», и Андрей Сергеевич Кончаловский не знал, что прошло уже 30 лет. Он сказал так, странно, сказал, в следующий раз встретимся через 100.
- К. ЛАРИНА – Лена, кстати, «Романс о влюбленных», получилось такое патриотическое кино.
- Е. КОРЕНЕВА – Получилось, да.
- К. ЛАРИНА – А задумывалось как?
- Е. КОРЕНЕВА – Через 10 лет, может, окажется диссидентским.
- К. ЛАРИНА – На самом деле, в то время, когда он появился, это был 75-й год, по-моему, фильм, 75-й, в прокат он вышел, конечно, он воспринимался как абсолютный вызов системе. Я помню, как мы искали там скрытые смыслы.
- Е. КОРЕНЕВА – Серьезно, а в чем?
- К. ЛАРИНА – В чем? Я сейчас скажу. Первое, что приходит в голову, это начало второй серии, когда герой едет водителем автобуса и объявляет остановки – Школа, Больница, Вокзал, это все «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», все это воспринимали как такой план.
- М. АНТОНОВ – Этапы жизненного пути.
- К. ЛАРИНА – План, да, жизни, который никуда ты с этого кольца не уйдешь.
- Е. КОРЕНЕВА – Подтексты, вы искали подтексты.
- К. ЛАРИНА – Искали подтексты, конечно.
- М. АНТОНОВ – Во всех фильмах.
- К. ЛАРИНА – Девушка обнаженная под душем, что вы, и стихами говорит, это все.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, это вызов системе.
- К. ЛАРИНА – А как же.
- М. АНТОНОВ – Так Андрон вас потом еще раз обнажил в «Сибириаде», если я не ошибаюсь.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, за что я и поплатилась, в результате потом попала обнаженная на обложку «Спид Инфо».
- М. АНТОНОВ – Так Интернет забит вашим телом, извините.
- Е. КОРЕНЕВА – Это ужасно. Я, кстати, борюсь с этим, я отправила в целый ряд уже компаний требование, чтобы они сняли меня из Интернета, потому что обязаны спрашивать разрешение. Я бы, конечно, никому не дала такое разрешение.
- М. АНТОНОВ – Такое ощущение, что Россия – это просто страна вуайеристов, которые очень любят смотреть, подглядывать именно.
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, к сожалению, пока еще страна, которая не соблюдает законы и авторское право, в частности.
- К. ЛАРИНА – Мне кажется, что если тело прекрасное, почему бы его не показать, Лена, в чем проблема?
- Е. КОРЕНЕВА – Да, но автор этого тела, но у меня должны были спросить.
- К. ЛАРИНА – А вы вообще как к этому относитесь, если мы уж об этом вспомнили? Для вас это проблема была?
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, и просто, и сложно. Если это в кино, если это в руках, так сказать, режиссера, который абсолютно, которому доверяешь, его творческому замыслу, то почему нет? Потому что существует отстранение, все-таки это же профессия, я играю образ, а не саму себя. И тогда проблем нет. То, что я согласилась сняться тогда, собственно, Никас Сафронов меня уговорил, это было не для журнала, это было как-то так между собой, как два художника решили, он художник, я актриса, давай сделаем такие фотографии. Потом уже журнал просто попросил. Для меня это был чисто такой вызов, слабо/не слабо, ты же актриса, давай, собственно, так меня и уговаривал Никас. И я, конечно, приехав из Америки, вспоминала, что и Йоко Оно делала всякие манифестации с Джоном Ленноном, и я даже свою какую-то причину нашла, в чем заключается моя акция и манифестация. Кто-то из моих друзей спросил, что это, зачем, я сказала – а Сонечка Мармеладова? Он сказал – а ты разве Сонечка Мармеладова? Я ответила, что каждая женщина, лет шесть назад, ощущает себя Сонечкой Мармеладовой. Но когда это вкривь и вкось уже в любом контексте, действительно, не спросив моего разрешения, используется с целью возбудить каких-то одиноких людей…
- М. АНТОНОВ – Не самых здоровых представителей, да.
- Е. КОРЕНЕВА – Но я в этой роли, конечно, не хотела выступать и не думала, поэтому это мне не нравится.
- К. ЛАРИНА – Елена Коренева у нас в гостях в программе «Отдел кадров», после новостей мы с вами услышим новости о новинках кино и видео, наверное так.
- М. АНТОНОВ – Обязательно зададим вопрос.
- К. ЛАРИНА – Вопрос и проиграем книгу, сегодня вы получите книгу Елены Кореневой «Нетленка».
- М. АНТОНОВ – И не только, а также пять отечественных фильмов, которые датированы 50-60 гг., это от компании «Крупный план». К сожалению, не нашли мы ничего.
- К. ЛАРИНА – С Кореневой?
- Е. КОРЕНЕВА – Ни «Покровских ворот», ни «Сватовство гусара». «Покровские ворота» – это мосфильмовская лента, а «Сватовство гусара», если я не ошибаюсь…
- Е. КОРЕНЕВА – Тоже.
- М. АНТОНОВ – Тоже, да, мосфильмовский?
- Е. КОРЕНЕВА – Да, Дружинина, Светлана Дружинина – режиссер и Мукасей Анатолий - оператор.
- М. АНТОНОВ – Она не выпускалась.
- Е. КОРЕНЕВА – На видео не выпускалась?
- М. АНТОНОВ – Да, на видео.
- Е. КОРЕНЕВА – Выпускалась, у меня есть.
- К. ЛАРИНА – Будем искать.
- М. АНТОНОВ – Но разыграем мы отечественные ленты, тем не менее, классику нашего кино, но все это после выпуска новостей.
- НОВОСТИ
- М. АНТОНОВ – Напоминаю, что это программа «Отдел кадров», в студии Ксения Ларина, Михаил Антонов и Елена Коренева, наш гость.
- ИГРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ
- К. ЛАРИНА – Лена, у меня к вам такой вопрос, я возвращаюсь к книжке все-таки, это лирическая героиня либо это Елена Коренева?
- Е. КОРЕНЕВА – Я как-то постепенно переползла в лирическую героиню, пока я писала, я почувствовала это раздвоение, что начинаешь уже писать от определенного образа, каким-то голосом начинает говорить твоя героиня, уже под нее подстраиваешь как-то повествование. Не содержание, а интонацию.
- К. ЛАРИНА – Кто бы мог сыграть эту героиню в кино?
- М. АНТОНОВ – Джулия Робертс.
- Е. КОРЕНЕВА – Кстати, у меня есть любимая актриса, у нее такое простое имя английское, поэтому я забываю.
- М. АНТОНОВ – Джуди Денч.
- Е. КОРЕНЕВА – Джуди Дэвис, не Денч, а Дэвис, гениальная совершенно актриса.
- К. ЛАРИНА – Напомните, где мы ее видели.
- Е. КОРЕНЕВА – Она очень много играет. Сейчас она сыграла, так я слышала на вручении премий этих телевизионных, что она, оказывается, сыграла Джуди Гарлэнд, видимо, был фильм.
- К. ЛАРИНА – А, Лена, я видела.
- Е. КОРЕНЕВА – Она сыграла только что Нэнси, она маленькая, худенькая.
- К. ЛАРИНА – Я видела этот фильм, он показывался по каналу ДТВ-Viasat, это сериал про Джуди Гарлэнд, я еще обратила внимание, я не запомнила имя, Джуди Дэвис, она сыграла гениально.
- Е. КОРЕНЕВА – Она потрясающая актриса.
- К. ЛАРИНА – Она играла эту роль с буквально самого начала, когда она только попадает на студию маленькой 12-летней девочкой и заканчивая смертью.
- Е. КОРЕНЕВА – Я не видела, я только слышала, она потрясающая.
- К. ЛАРИНА – Т.е. всю, потрясающая, там такие трансформации происходят, как внешне, понятно, но еще и внутренне.
- Е. КОРЕНЕВА – На самом деле, не знаю, она англичанка, которая жила в Австралии. Кстати, она подруга Алексея Менглета, Алеши Менглета нашего, моего друга и сына Майи Менглет, который живет в Австралии. Он мне про нее рассказывал, в общем, я в эту актрису абсолютно влюблена, восхищаюсь, так что она.
- К. ЛАРИНА – Такая замечательная артистка.
- М. АНТОНОВ – У меня другой вопрос. Лена, вы такой образ создали для российских, советских тогда еще телезрителей, Елена Коренева могла бы полюбить Хоботова, Карла Мюнхгаузена?
- К. ЛАРИНА – Таких, да, людей отдельных, не от мира сего?
- М. АНТОНОВ – Вы выходите из здания «Эха Москвы», навстречу идет такой Хоботов.
- Е. КОРЕНЕВА – Вы знаете, сразу я могу отвечать, как положено отвечать моему имиджу, как я его себе представляю, артистическому.
- К. ЛАРИНА – Давайте сначала так, а потом эдак.
- Е. КОРЕНЕВА – Гуманитарий, да, я бы сказала – полюбить можно всякого человека, нужно, и Хоботова, и Мюнхгаузена, но кого уже мне случалось полюбить, наверное, все-таки не Хоботов, а скорее таких Мюнхгаузенов.
- К. ЛАРИНА – С ними же сложно.
- Е. КОРЕНЕВА – Вот поэтому, я люблю трудности.
- К. ЛАРИНА – Ну ладно, да, сложно-сложно вытерпеть.
- М. АНТОНОВ – Я устала, Карл, да?
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, Хоботов, актер, исполнявший Хоботова, очаровательный.
- М. АНТОНОВ – Да, Анатолий Равикович.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, в жизни человек с колоссальным чувством юмора, кстати, большой, по-моему, любитель в хорошем смысле женщин, у него очаровательная…
- М. АНТОНОВ – Ирина Мазуркевич.
- Е. КОРЕНЕВА – Мазуркевич, т.е. Ирина, конечно, знает, за что она полюбила замечательного Анатолия Равиковича. Но Анатолий Равикович в жизни, я хочу сказать, совершенно не Хоботов, как это, так что, опять же, это очень любопытно.
- М. АНТОНОВ – Да и вы совершенно не кисейная барышня 19-го века.
- Е. КОРЕНЕВА – Я совершенно не Людочка, да.
- К. ЛАРИНА – Не подсказывайте.
- М. АНТОНОВ – Мы же вопрос задали.
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, я Людочка, просто смотря что называть Людочкой.
- К. ЛАРИНА – Какая-то часть в вас есть.
- М. АНТОНОВ – Вы называете имя.
- К. ЛАРИНА – А ты не акцентируй, никто не заметит.
- Е. КОРЕНЕВА – Не заметит.
- М. АНТОНОВ – Про Мюнхгаузена мы молчим вообще.
- К. ЛАРИНА – Но давайте мы вернемся все-таки в сегодняшний день, что мы все в историю ушли глубокую.
- Е. КОРЕНЕВА – Не говорите, я очень рада, что все это крутится, но до бесконечности, каждую неделю смотреть «Покровские ворота» и «Мюнхгаузена», это, конечно, спасибо большое, иначе бы меня не знало молодое поколение, но очень тяжело.
- К. ЛАРИНА – А сегодняшняя Елена Коренева, если говорить о визитной карточке Елены Кореневой начала 21-го века? То, что было в том веке, это мы все знаем уже, а сегодня?
- Е. КОРЕНЕВА – А сегодня я какая-то сериальная, эпизодическая героиня, какая-то такая характерная героиня с папиросой в зубах. По крайней мере, так мне в сериалах такие персонажи предлагают играть, каких-то эксцентричных побитых женщин.
- К. ЛАРИНА – В каких сериалах можно увидеть вас?
- Е. КОРЕНЕВА – Вы знаете, такая безумная история произошла, 4 года назад уже примерно я снялась, кстати, вместе с Андреем Ташковым, с Проскуриным Виктором, с Поляковой Людмилой и с Колесниковым Сергеем, т.е. с кучей известных, замечательных актеров в сериале 14-серийном «Чистые ключи». И режиссером был Володя Басов с женой своей Олей. Мы работали, мы потратили на это кучу энергии, было весело, интересно, любопытно, никакой там стрельбы, пальбы, никаких трупов. Кстати, жанр, я бы сказала, такой, даже фантастический, там всякая чертовщина присутствует. Но все очень мирно заканчивает. Где этот сериал, студия Горького произвела на свет, неизвестно.
- К. ЛАРИНА – Ни один канал не заинтересовался?
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, при этом я знаю, что на западное вещание НТВ+ или, как называется, НТВ-Мир это все прошло, т.е. мои друзья, живущие в Америке, это благополучно посмотрели. Поэтому… там у меня объемная роль, от начала до конца, и фильм не прошел. А сейчас идет «Стилет», который имел примерно похожую судьбу, но, к счастью, он вышел, три года назад был снят, сначала прокрутился на Западе, а так по мелочам. «Оптический обман», но я горжусь, я там сыграла калеку, очень драматический у меня монолог.
- М. АНТОНОВ – А где же те самые театральные, режиссерские я имею в виду курсы?
- К. ЛАРИНА – Зачем учились-то на курсах?
- Е. КОРЕНЕВА – Да, я знала.
- К. ЛАРИНА – Деньги тратили свои.
- Е. КОРЕНЕВА – Для того, чтобы книги написать, наверное, потому что, на самом деле, высшие режиссерские курсы славятся тем, что они имеют не узкую специализацию, только режиссеров выпускают, а также мой диплом звучит так – автор и режиссер, т.е. я в том числе и автор. Наверное, я действительно считаю, что не будь этих режиссерских курсов, этого года интенсивных занятий с Натальей Рязанцевой, с Павлом Финном, нашими известными сценаристами, я бы, наверное, не отважилась сесть и что-то написать. Они мне и тот же Александр Наумович Митта, он преподает актерскую, в общем, не актерскую, я ошиблась, американскую систему написания сценариев, она отличается от нашей такой расползающейся во все стороны драматургии. И это мне помогло писать, так что пока я сделала это. Но вы знаете, я в данном случае, дивлюсь я таланту и способностям Ренаты Литвиновой, которая и написала, и сыграла, и поставила.
- К. ЛАРИНА – Вы не такая смелая?
- Е. КОРЕНЕВА – Я не такая смелая, и для меня полтора года написания одной книги, полтора – другой, в общем, они забрали у меня всю энергию. Я бы не могла параллельно ничего создать. Может быть, теперь из меня выйдет какой-нибудь сценарий.
- К. ЛАРИНА – Подождите, а не боитесь вы, действительно, встать за камеру или сесть на кресло, на котором написано «Коренева» и сказать «Мотор!»?
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, я боюсь, как боятся все люди, я сняла короткометражки на курсах, я их очень люблю, но это мои короткометражки. Я сама понимаю, что режиссер только тот режиссер, кто снял фильм, а не закончил режиссерские курсы.
- К. ЛАРИНА – Как охотник из «Обыкновенного чуда».
- Е. КОРЕНЕВА – Снял фильм, который посмотрели зрители, а не только твои родственники. И я боюсь, но я боюсь не настолько, чтобы не попробовать. Другое дело, что не говори «Гоп», пока не перепрыгнешь, это закон. Только написав что-то, ты можешь говорить, что ты знаешь, что это такое. Только сняв кино, ты можешь называться режиссером.
- К. ЛАРИНА – Каким вам видится вообще развитие на сегодняшний день отечественного кинематографа, для вас сегодня это что такое? Вы наверняка смотрите и понимаете, куда как-то вектор движется.
- Е. КОРЕНЕВА – Я посмотрела «Ночной дозор», я посмотрела «Маленькую Веру».
- К. ЛАРИНА – Не «Маленькую Веру», а «Водитель для Веры».
- Е. КОРЕНЕВА – Ой, да.
- М. АНТОНОВ – «Маленькую Веру» все посмотрели, лет 10 уже.
- К. ЛАРИНА – Больше.
- Е. КОРЕНЕВА – Кстати, единственное «но», фильм очень мощный, очень-очень, я абсолютно идентифицировалась с героиней, замечательно сыграла там молодая актриса Бабенко, да, прекрасно написан сценарий, все там, герой потрясающий и т.д., все герои, там потрясающая история, но название «Водитель для Веры», Вера – очень многоемное имя, понятие и т.д. Но после «Маленькой Веры» называть так картину я бы не стала, конечно. Очень разнообразное кино у нас сегодня, разножанровое, все молодцы. Я влюблена в картину, естественно, «Возвращение», влюблена в картину «Коктебель», авторам, если они случайно услышат, горячий мой поцелуй.
- К. ЛАРИНА – А «Ночной дозор»?
- Е. КОРЕНЕВА – «Ночной дозор»?
- М. АНТОНОВ – «Базар».
- Е. КОРЕНЕВА – Конечно, он впечатляет этим сумасшедшим монтажом, приемами всякими красочными. Это мое, на самом деле, я даже завидую, потому что я чувствую, что здесь элементы есть того, что мне очень нравится, сказки такой и нарушения всех законов реального мира. Опять же, сон там присутствует. Но еще больше я завидую, я бы отдала основное завоевание все-таки авторам, потому что там идея очень хорошая. Идея того, что все взаимосвязано, и катастрофу миру приносит какая-то женщина, которая несет в себе обиду. И пока она не раскаялась, чувство вины перед матерью, собственно, это препятствие, несчастье одной маленькой женщины, одной судьбы влечет за собой вселенскую катастрофу. Это, на самом деле, очень мощная идея.
- М. АНТОНОВ – А вы светлый или темный?
- Е. КОРЕНЕВА – Я не очень верю, простите, откровенно говоря, дай бог, чтобы Оскара мы получили, но я не верю в этот выбор, действительно. По одной причине, я считаю, что для русского зрителя сила картины не только в том, что это наше кино, такое красочное, богатое и неожиданный жанр, а в том, что Римма Маркова и наши реалисты кондовые, замечательные вдруг стали вампирами и сыграли в жанре триллера, фантастического кино.
- К. ЛАРИНА – У нас было такое увлечение, период.
- Е. КОРЕНЕВА – Это сугубо наш зритель.
- К. ЛАРИНА – Когда Коля Лебедев снимал «Змеиный источник», тоже про всяких этих вампиров.
- Е. КОРЕНЕВА – Тут, опять же, есть эта сила булгаковского жанра, на самом деле, это Булгаков. Чем силен Булгаков, «Мастер и Маргарита», но не только этим, естественно, но тем силен «Ночной дозор», как жанр, но я думаю, что только русскому зритель особую прелесть принесла игра наших актеров, которых мы знаем, как рабочих и колхозников, понимаете? Вдруг они летающие и изрыгающие что-то вампиры.
- М. АНТОНОВ – Да тебе ничего делать не надо, я хлопну в ладоши, и он сам умрет – Римма Маркова в самом начале фильма «Ночной дозор».
- Е. КОРЕНЕВА – Вы спросили, черная или белая?
- М. АНТОНОВ – Нет, я спросил, светлая или темная?
- К. ЛАРИНА – Светлая, светлая.
- Е. КОРЕНЕВА – Каждый из нас и светлый, и темный, но я работаю над тем, над светом в себе, естественно.
- К. ЛАРИНА – Я все лучше и лучше себя чувствую, с Леной разговариваю, и мне как-то лучше и лучше, а бывает и наоборот.
- Е. КОРЕНЕВА – Идея-то в том, что нет только белых или черных, а в том, что это даже по православию, по всем, по Востоку, мы сочетаем в себе и то, и то, поэтому мы поле битвы добра и зла, поэтому мы должны выбирать, с кем мы, и работать над собой.
- К. ЛАРИНА – Я хотела еще вопрос задать, мы вчера беседовали здесь с Александром Градским и затронули, естественно, вопрос долговечности таланта, бог дает талант человеку, насколько?
- Е. КОРЕНЕВА – Да, или забирает.
- К. ЛАРИНА – Насколько он ему дает талант, как вы думаете? На всю жизнь или там какие-то условия все-таки оговариваются, какой-то контракт заключается?
- Е. КОРЕНЕВА – Вы знаете, я в последнее время увлечена сама с собой идеей, сама для себя я имею в виду, и хотя это не моя мысль, я думаю, этим живет прогрессивное человечество, что гений и злодейство – две вещи несовместные, и это императив. Это не есть данность, это, мол, вопрос, а бывает так, чтобы гений был монстром? Да полно монстров, но это есть выбор человека, и для меня нравственное начало в талантливом человеке определяет все. Т.е. для меня интересен тот талант и тот гений, который абсолютно просветлен, просвещен и выбирает свет, а не тьму.
- К. ЛАРИНА – А если вы этого не знаете, вы получаете готовый продукт, простите, Лена?
- Е. КОРЕНЕВА – То, что сделал Сахаров.
- К. ЛАРИНА – Читаете книжку и говорите – гениальная книга, замечательный автор Сергей Петрович Иванов. И вдруг вы узнаете про этого человека, что он, оказывается, подлец, сволочь, стукач и предатель, у вас что, резко меняется отношение к продукту, который он создал?
- Е. КОРЕНЕВА – Я вам скажу, я не очень поверю или в свою реакцию на книгу или в этот рассказ, что он гений, что он злодей, нет. Мы все злодеи, но это наш путь, мы каемся, грешим и каемся, но гений кается, кается, кается, он больше осознает, к чему, к тому, что надо из пожара спасти не произведение, а кошку, грубо говоря. Хотя я и утверждаю, что я тоже, как Джакометти, скульптор, выбрала бы кошку в ответе на этот вопрос. Но, может быть, если бы был реальный пожар, я бы рванула.
- М. АНТОНОВ – Да, т.е. предполагать мы можем все, что угодно, как оно будет на самом деле, мы не знаем.
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, но идеи все-таки, мы живем идеями.
- М. АНТОНОВ – Но хочется, конечно, мысленно представлять себя сильным и ничего не боящимся.
- Е. КОРЕНЕВА – Отвечая на ваш вопрос по поводу, как долго живет талант, я в связи с этим и хотела бы ответить, что если талант теряет понимание того, зачем он создает то, что он создает, как он использует свой дар, то я думаю, что он теряет свою, в конечном итоге, гениальность и талант, как ни странно. Может быть, это иллюзия моя.
- К. ЛАРИНА – А это человек ощущает, что из него это уходит?
- Е. КОРЕНЕВА – Но я в нее почему-то очень верю. Не потому, что я такая хорошая, а действительно верю, что можно научно доказать эту формулу. Но что Саша вам Градский сказал, я не знаю, Саша – человек, по-моему, человек, который талантлив во времени, я его знаю, я наблюдаю его, он действительно человек исключительно талантливый, хотя он мог совершать человеческие, понимаете, мы все в реальной жизни, в семьях своих, мы как мужчины и женщины можем оскорблять, ошибаться.
- К. ЛАРИНА – В быту.
- Е. КОРЕНЕВА – Мы, в общем, не об этом, но то, что Саша как творец, безусловно, творец добра.
- К. ЛАРИНА – Честный.
- Е. КОРЕНЕВА – А не зла, и честный, бескомпромиссный, это безусловно. Я хочу, пока не закончилась передача, послать привет своей тете Гале, она слушает меня сейчас.
- М. АНТОНОВ – Пользуясь микрофоном, передаю привет.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, моим дорогим родственникам, и дяде Грише.
- К. ЛАРИНА – Здесь, кстати, просят вас рассказать несколько слов о своей маме, Лена, скажите, я сейчас найду это сообщение, потому что здесь женщина, которая, по-моему, даже знает вашу маму.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, что?
- К. ЛАРИНА – Я сейчас найду. Что бы вы сказали про нее?
- Е. КОРЕНЕВА – Вы знаете, мне тяжело говорить о моей маме, потому что моя мама недавно умерла, этим отмечено.
- К. ЛАРИНА – Дорогая Леночка, скажите, ради бога, о своей маме, светлом и прекрасном человеке, я с ней работала в искусстве, Лилия Липова подпись.
- Е. КОРЕНЕВА – Мне тяжело говорить, простите.
- К. ЛАРИНА – Простите.
- ИГРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ
- К. ЛАРИНА – Лена, естественно, вопрос последний к вам в этой передаче. Когда нам ждать следующую книжку писателя Кореневой Елены?
- Е. КОРЕНЕВА – Как-то многие уже задают этот вопрос, издательство тоже ждет. Так что, наверное, что-нибудь напишу, пока обдумываю.
- К. ЛАРИНА – Давайте, пора уже переходить к художественной прозе, к презренной прозе, пора.
- Е. КОРЕНЕВА – Постараюсь, да.
- М. АНТОНОВ – Или устроить на радиостанции «Эхо Москвы» литературные чтения.
- К. ЛАРИНА – Потом кино снять, подождите, планов громадье. Написать книжку, роман, получится точно, Лена, точно вам говорю.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, но у меня, действительно, простите, женщине, которая спрашивала о моей маме, у меня действительно в этом году умерла мама, это совершенно перевернуло мое восприятие, мое и моей сестры Маши, реального времени, поэтому я делаю такую долгую паузу, понимаете, совершенно другая оценка идет всех реальностей. Но спасибо большое за этот вопрос, в связи с этим фактом в том числе у меня такая пауза, я не совсем сейчас, нужно перевести дыхание и понять, а что же нужно делать, писать вообще, снимать.
- К. ЛАРИНА – Писать, говорить.
- Е. КОРЕНЕВА – Как-то это все отходит в данный момент на второй план.
- М. АНТОНОВ – Лена, вы, кстати, я должен уже извиниться.
- Е. КОРЕНЕВА – Моя мама, кстати, была ассистентом на студии «Мосфильма», она была ассистентом на картине «Покровские ворота».
- К. ЛАРИНА – Про артистов знает все.
- Е. КОРЕНЕВА – Она меня уговорила сняться в этой роли, потому что мне очень не хотелось, несмотря на то, что я дружила и работала с Мишей Козаковым до этого в театре. Но мама уговорила, она сказала – Миша просит, как-то на тебя уже рассчитывал, видит тебя в этой роли, в общем, благодаря своей маме как-то так, о чем я совершенно не жалею.
- М. АНТОНОВ – Я соболезную, простите, я должен был заполнять паузу, так что простите.
- Е. КОРЕНЕВА – Нет, спасибо, потому что, вы знаете, это настолько естественно, самое тяжелое – это сообщать, я впервые поймала себя на том, что очень трудно это формулировать. Лучше знать это, а сказать, что человека нет почему-то очень тяжело, как будто, произнося это, потому что недаром люди говорят – он ушел, она ушла, заменяют этот глагол, потому что мы испытываем что-то другое. Не то, что человека не стало, он остался, хотя его нет физически.
- К. ЛАРИНА – Лена, мы вас любим.
- Е. КОРЕНЕВА – Да, спасибо.
- К. ЛАРИНА – Мы вас любим все, нас много, нас тьмы и тьмы, поэтому желаем вам успехов, удачи, всегда рады вас здесь видеть и слышать.
- Е. КОРЕНЕВА – Спасибо, а я очень люблю «Эхо Москвы», всю вашу компанию.
- К. ЛАРИНА – С Мишей познакомилась, хороший мальчик?
- Е. КОРЕНЕВА – Миша замечательный, Миша смешной.
- К. ЛАРИНА – Да, бывший актер.
- М. АНТОНОВ – Мы можем еще минуту в эфире, чтобы меня похвалили?
- К. ЛАРИНА – Итак, Михаил Антонов, Ксения Ларина. Наша сегодняшняя гостья – Елена Коренева, спасибо вам.
- Е. КОРЕНЕВА – Спасибо вам огромное, счастливо.
- М. АНТОНОВ – Спасибо.