Just advertisingAt the end of the past in the history of 2011 in music stores did a sinister kind of artifact, which is rolled up in cellophane with a black box - a kind of Pandora's Box of Innovation.... Read more - Songs on the music and arrangement. So, it all started with the «Skomorokhov» in 1966, where you played with Gradsky, Buynova and Shakhnazarov. What began themselves «Skomorokhs»? and the music!



Две пятерки Александра Градского

Ринат Архипов

По материалам: "www.rg.ru"

Опубликовано в "Российской газете"
(Федеральный выпуск) N3623
5 ноября 2004 г.
Две пятерки Александра Градского
Фото: Сергей Куксин

Двумя концертами в ГЦКЗ "Россия" отметил свой 55-летний юбилей Александр Градский - едва ли не единственный отечественный рок-музыкант, чья карьера началась в 60-е. Развешанные по всей Москве плакаты с разворотом российского паспорта юбиляра, анонсировавшие его программу "Шоу маст гоу он - 55" обещали, что на сцене будут едва ли не 500 артистов. Со стороны казалось, что вышло даже больше - в концертах приняли участие два оркестра, симфонический и народный, биг-бенд Игоря Бутмана, а также детский хор. Роль концертмейстера исполнила Александра Пахмутова, занявшая место за роялем.

Формально путь в музыку для Градского пролегал через те же вехи, что и у Макаревича с Гребенщиковым: музыкальная школа, бомба "битловской" музыки, которая разорвалась в его голове, практика на школьных танцульках и полуподпольной самодеятельной сцене. Разница в деталях: к "битлам" у молодого Александра прибавлялись еще и Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, а также Марк Бернес и Клавдия Шульженко. Одаренный абсолютным слухом (а позже - и высшим музыкальным образованием) Градский был среди тех, кто клал кирпичи в тот фундамент, на котором потом возрос рок-прорыв 70-80-х, кто создавал звуковую среду для членов ленинградского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Созданная им в 1966 году группа "Скоморохи" едва ли не первой постулировала необходимость петь по-русски, которая затем станет правилом для его последователей. К тому же - правда, это стало ясно лишь с течением времени - хозяин юбилейного вечера стал ярым борцом с полуподпольной субкультурной самозамкнутостью, навязанной рок-движению самой советской властью. В самые застойные годы с наивной горячностью доказывал президиуму Союза композиторов необходимость создания рок-секции, а непримиримым рокерам указывал на "Концерт для группы с оркестром", записанный непререкаемыми "Дип Перпл" в начале 70-х. Убеждал личным примером, выступал с оркестром Светланова в качестве солиста, чередуя свои песни с оперными ариями.

Для своих юбилейных концертов в "России" Градский избрал форму творческого вечера: давал спеть детскому хору, просил оркестр исполнять оперные увертюры, в старосветской манере представлял свои номера не по названиям песен, а по году их написания. Поставленный голос с годами не cделался меньше по объему или хуже по качеству, и стал форменным испытанием для системы звукоусиления: на отдельных его фиоритурах микрофоны и динамики не выдерживали мощи голоса рок-барда, "заводились" и отказывались работать. Александр поместил себя и свой голос словно самоцвет в оправу из всевозможных инструментальных составов: они давали его сильному, по-хорошему неудобному для слуха голосу фоновую опору, позволяя ему растить вокальные соло из почвы мощного аккомпанемента. Конечно, Градский не обошел вниманием и знаменитый хит Queen, заявленный в заглавии вечера.

Градский - образец хорошего постоянства: никогда не отдавал отвоеванного и всегда оставался некой неудобной, остроугольной константой, с которой культурному истеблишменту приходилось мириться и даже договариваться - что в советские, что в постсоветские времена. Даже отмечая не первую уже круглую дату, не дал догнать себя юбилейной бронзе и не ударился в ностальгию, а наколдовал на сцене огромное количество народу и снова поместил себя в центр - быть может, сцены, а быть может, и времени.