[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] |
"Собеседник" № 12, март 1987 г. |
|
- - Вы и певец, и композитор, и все-таки - что для вас важнее?
- — Я всегда говорил, что в своем становлении как композитор я прошел несколько этапов. Поначалу я сочинял, чтобы показать, насколько я умею петь, владею своим голосом. А теперь я пою, чтобы выразить то, что мне кажется самым важным. В самое последнее время к тому, что я сочинил как музыкант, добавилась еще и поэзия. Теперь все вокальное умение работает на выразительность слова и музыки. Но было бы грешно утверждать, что это именно то, что я искал. Слушаю свои новые работы, записи и чувствую, что меняюсь. Наверное, это естественно.
- — Я знаю, что сейчас на фирме «Мелодия» выходит ваша новая пластинка.
- - Она называется «Звезда полей» - песни на стихи Николая Рубцова. И еще две работы приняты худсоветом - альбом «Сатиры» на стихи Саши Черного и диск «Флейта и рояль» на стихи Маяковского и Пастернака.
- - На рояле ноты - но все зачеркнуто. Трудно даже разобрать...
- — Сейчас работаю над оперой «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову.
- — Если честно — не страшно браться за такое произведение?
- - Если честно - я вообще не хотел за него браться. Либретто Павла Грушко пролежало у меня восемь лет. Я знал, что многие музыканты пробовали что-то делать, боялся спекуляции на теме.
- И только два года назад - в период, когда у меня не было музыкальных идей - я достал либретто. Начал что-то пробовать. Приходили друзья, я показывал им готовые вещи. По их реакциям мне показалось, что надо продолжать работу. Вот продолжаю.
- Внутренние страсти, обрамленные в страстную музыку, - вот что интересно современному зрителю. Все это есть в романе. Поэтому грех отдаляться от сюжета и придумывать что-то свое. Надо постараться уловить дух Булгакова и передать его через музыку. Хотелось бы, чтобы это было самостоятельное произведение, но ни в коем случае не музыкальная экранизация, не навязывание своего прочтения.
- - И все же, согласитесь, трудно себе представить музыкальное воплощение этого романа.
- — Для меня роман Булгакова — вавилонское столпотворение всевозможных литературных стилей. Он эклектичен в хорошем смысле слова. Естественно, возникла мысль: нельзя ли в музыкальной стилистике сделать то же самое? То есть собрать в единый музыкальный язык совершенно разные жанры, формы, стили, которыми я владею. Будет здесь канкан, хард-рок, оперные куски и цитаты из Стравинского, Штрауса, Берлиоза, Россини. Чтобы музыкальное действо было не пестрым, а разноплановым.
- - Это будет альбом?
- - И возможно, тройной или четверной. Кто знает? Много будет солистов, хор. Хочу привлечь к этой работе тех, кто участвовал в записи рок-оперы «Стадион». Это пока все, что я могу сказать.
- - Александр, в последнее время вы занимаетесь исключительно крупными музыкальными формами - оперы, сюиты...
- - И даже - балет. «Маугли» по Киплингу я написал еще в восьмидесятом. Но кому его ни показывал, все в один голос говорили: «А... «Маугли» - это детский балет». И я решил назвать свой совсем не детский балет «Человек». Переговоры о постановке ведутся.
- - И все же вернемся к тому жанру, с которого вы начинали, - к песне. Изменилось ли с течением лет ваше к ней отношение?
- - Сейчас мне 37 лет. Из них двадцать три года я пишу музыку. За такой срок отношение к песне, конечно, должно было измениться.
- - А в 14 лет — возраст многих наших читателей - все было ясно и определенно?
- - Нет, тогда я не предполагал, что увлечение рок-музыкой станет профессией на всю жизнь. В четырнадцать лет заканчивал музыкальную школу по классу скрипки и разрывался между рок-музыкой и классикой. Играл в разных группах, создавал их сам. Скажем, организовал «Скоморохи», играл в «Скифах». В девятнадцать я поступил в Институт имени Гнесиных. И там я окончательно понял, что одно другому не мешает. Даже наоборот — происходит взаимное обогащение направлений.
- Я не считаю себя рок-музыкантом. Из рока я вырос, как из коротких штанишек. Это только один язык из многих, которыми я владею.
- - Ваше поколение отличает ранняя самостоятельность. А какой вы видите молодежь сегодня?
- - Самостоятельность? Наверное, да. В пятнадцать я мог материально себя обеспечить. В тринадцать лет я потерял мать. Но нынешнее поколение молодых, мне кажется, менее инфантильно, чем наше. Хотя, я знаю, распространена и другая точка зрения. Инфантилизм многогранен. Сегодня они лучше понимают, что ложное, а что нет. Их на мякине не проведешь. Но, с другой стороны, они безнравственнее, что ли, чем мы. Те идеалы, которые им кажутся ложными, они лихо отвергают, но выработать что-то свое не могут. Слишком уж часто они считают, что бороться, отстаивать свои убеждения бесполезно, главное - хорошо устроиться в жизни. Не виновато ли в этом старшее поколение?
- Видите, начинаешь говорить о песне и невольно переходишь на другие, социальные аспекты. Наверное, это нормально. тем более если речь идет о молодежной музыке. Между теми песнями, с которых я начинал и которые начал писать в начале восьмидесятых, - пропасть. Те песни оказались заготовками для будущих сюит. Вообще мыслить циклами или сюитами мне показалось интересней. Так в свое время родились «Размышления шута» (1974 г.), «Русские песни» (1976-1979 гг.). А песни на свои стихи я рассматриваю как высказывания на ту или иную социальную тему. Если мне есть что сказать по какому-либо поводу, я пишу песню. И музыка в ней несет уже скорее знаковый характер. Так были написаны две песни памяти Владимира Высоцкого - «О белом и черном», песня о телевидении...
- - Как-то вы сказали, что будете выступать в опере в несколько необычном для себя качестве...
- - Верно. Геннадий Николаевич Рождественский предложил мне участвовать в опере «Борис Годунов», которую он собирается записывать на «Мелодии».
- Петь партию Самозванца. Но я в свою очередь сделал ему контрпредложение - исполнить партию Юродивого.
- Часто слушаю Шаляпина. И понимаю - вот настоящая опера. Ведь почему пустуют оперные театры на периферии, а столичные часто заполняются приезжими, которые идут отметиться в известном театре? Скучно и неинтересно в опере. Что может быть нового, скажем, в «Пиковой даме»? Сюжет известен.
- Нужна, значит, убедительность режиссера и исполнителя, которые по-новому помогут зрителю прочесть слово этой оперы. А этого в театре сейчас нет. Артисты озабочены лишь тем, как поставить ноту, которая, кстати сказать, еще не всегда и звучит.
- - Но ведь эстрада сейчас тоже во многом скучна, безлика и неинтересна. И качество ее оставляет желать лучшего. Но залы не пустуют. Где же логика?
- - Эстрада - другое дело. Это музыка сегодняшнего дня. Она оперирует другими понятиями. И даже плохо сыгранная доходит быстрее. Но от примитивных формул - я люблю - ты не любишь - август - сентябрь - поедем на новостройку - рождается примитивный образ мышления у тех, кто это слушает. Средняя музыка идет валом, потоком. Ее не остановить. Сегодня вкус редактора определяет музыкальную политику на радио, телевидении. Но вкус редактора - это всего лишь вкус редактора, а не объективная оценка.
- - Сколько уже об этом говорилось. Вот и вы...
- - А я знаю, как это положение изменить. Надо ввести элементарный математический счет. Представьте, что у нас пятьдесят - шестьдесят исполнителей работающих в жанре популярной музыки. А что такое популярная музыка? Это рок, регги, коммерческая музыка, новая волна. Рок-музыка, скажем, поднимает одни проблемы, регги другие, диско вообще никаких проблем не поднимает, а занимается развлечением людей. Необходимо, чтобы люди имели возможность сами услышать эту музыку и оценить. Разным направлениям музыки должно найтись равное место в программах телевидения и радио.
- Чистая математика. Пятьдесят различных исполнителей, каждый получает возможность выступить два раза в месяц перед всесоюзной аудиторией. Каждые полтора-два месяца по письмам зрителей составляется одна десятка лучших произведений и исполнителей. По мнению критиков, которых нетрудно пригласить к обсуждению, составляется другая десятка.
- Мнение критика о десятке, избранной зрителем. Мнение среднего зрителя о десятке, названной критиками, - разве это неинтересно? Это создало бы объективную картину. Но пока редактор самолично решает, что поймет народ, а что не поймет, что ему надо, а что не надо, - серая, безликая продукция будет валом валить.
- - Сегодня много говорят и спорят о роке. Время сняло с повестки дня нелепый вопрос — «быть или не быть року». Но поставило другие. Какой, на ваш взгляд, наиболее важный?
- - Отношения между музыкантами, которые работают в одном жанре.
- - Что вы имеете в виду и кого?
- - Я говорю о московских рок-музыкантах. Ведь существует еще и ленинградский рок, прибалтийский. Процесс развития этого направления музыки идет у нас непрерывно. Кто-то начинал его, развивал, продолжает. Движение, в котором есть не только музыка, но разные направления, стили. Рок многообразен. Интересно работает московская рок-лаборатория, состоящая из самодеятельных музыкантов. Пусть они «Иваны, родства не помнящие», пусть для них, скажем, Градский, Макаревич, Ситковецкий — «старые вешалки», пусть их творчество скорее рок, чем музыка, а наше — скорее музыка, чем рок, все равно мы делаем общее дело. Нельзя забывать об этом.
- Они противопоставляют непрофессионализм (как статус, конечно) профессионализму, утверждая, что профессиональная сцена мешает искренности, свободе. Вот только какой? Действительно, если Андрей Макаревич что-то потерял на большой сцене, но он же и приобрел. Иначе не бывает и быть не может. А от чего свободны некоторые самодеятельные музыканты? Разве что от хорошего вкуса, умения петь и владеть инструментом.
- В общем, такие конфликты - скорее мышиная возня внутри движения. И она наносит вред не конкретным музыкантам - лучше или хуже мы играть не стали, - а общему делу, которому многие из нас отдали немало сил и лет.
- - Что может, по-вашему, изменить создавшееся положение?
- - Я считаю, что профессиональные и непрофессиональные музыканты должны быть вместе. Хотя, по моему давнишнему убеждению, профессионал - это тот, кто хорошо играет, поет и сочиняет, а непрофессионал тот, кто делает это же плохо. Вне зависимости от того, где они работают - в филармонии или дворником в жэке...
- Марина Райкина
[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] | © Web Site. Vladimir Timinsky 1999-2005 |