[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум]

Александр Градский:
"Пытаюсь оставаться собой"


Газета "Семья" 1990, №38


Живая коллекция
Как началась его рок-эпопея! 1964 год - год стонов и сумасшествия по "Битлз". Начало массовой любви к року. У самых юных. Старшие лишь пожимали плечами... 15-летний Саша Градский с внешностью физика - стриженый очкарик, играл в самодеятельной группе "Славяне".
"Славяне", тоже были фанатами "Битлз". И старательно копировали песни английских звезд на не лучшем английском, на самодельных гитарах. "Славяне", поющие на английском… Забавно.
Но однажды мысль о том, что песни на английском - не лучший способ самовыражения, оформилась окончательно.
В новой группе "Скоморохи", оказавшейся удивительно долголетней, Градский от подражания двигался к индивидуальному, стремясь мысль облечь в поэзию, в музыке передать особый, только нам свойственный лад. Для этого музыкальной школы оказалось мало. Градский поступим в Гнесинский институт по классу вокала. После окончания - в консерваторию на теоретико-композиторский факультет. Мог бы уйти (или прийти!) в серьезную музыку, но не ушел. Почему!..

- Тебя называют "дедушкой" советского рока, но на дедушку ты явно не тянешь. Как раз наоборот. Одним из твоих главных качеств я бы назвала мальчишество (прошу не путать с инфантильной незрелостью). Этакое отчаянное хулиганство в смеси с открыто-доверчивым отношением к жизни. Эпатажные выходки и внутренняя ранимость - наверное, только в мальчишеской душе могут совместиться эти несовместимости. Ершистые неслухи, не желающие смирно сидеть за партой и старательно выносить занудство старшего поколения,- такие не повторяют за взрослыми "а" и "б", они пытаются выдумать свой "алфавит". Чаще всего, увы, это заканчивается жизненной катастрофой, которая может быть явной или же начаться и закончиться никем не замеченной. Но иногда повзрослевшего строптивца ожидает удача...

- Итак, Александр, почему же все-таки рок?

- Мне показалось, что в жанре рока легче быть оригинальным и самостоятельным. Конечно, если не воображать, что рок можно играть, едва научившись брать несколько аккордов на гитаре. По-моему, вообще смешно бравировать тем, что ты не мастер. Тут комплексовать надо и работать побольше, а не бояться, что публика тебя тем временем разлюбит...

Рок, по-моему, не использовал своих возможностей. Он еще о себе заявит, русский рок в особенности. У нас есть ладовая ось, которая может быть основой интересной музыки.

Что же касается меня в этом жанре: пытаюсь оставаться собой. Не хочу упрекать себя в компромиссах. Я на них никогда не шел. Мне доставалось. Зато сейчас я чист и могу зарабатывать чистые деньги.

- У каждой знаменитости есть поклонники. Утомляют ли они тебя?

- У меня поклонники хорошие. По отношению ко мне ведут себя воспитанно, не "достают". Просто я не даю им повода для уничижения. Мне ближе стиль партнерства. Если человеку есть что рассказать, тогда интересно послушать. Общение лучше, чем поклонение.

Мне редко кричат из зала "Санек!". И девочки смотрят с почтением, но без обожания.

А что самое сложное? Избегать общения, которое неприятно, и чтобы вслед не говорили, что зазнался. Не нуждаюсь я в разговорах лишь бы с кем.

- У тебя семья. Знаю, ты очень серьезно относишься к ней. Как вы познакомились с женой? Это романтическая история?

- Случайно. На спектакле в театральном училище. Сидели рядом. Нет, не было наваждения, потрясения. Просто она мне очень понравилась. Спокойное чувство, без сумасшествия. Живем вместе 10 лет очень хорошо и дружно. Она у меня красивая, женственная, спокойная. Умеет себя держать. Захочет - рядом с кинозвездой не потеряется: осанка, походка.

А главное - таких детей мне родила! Конечно, я ее очень люблю. Но не болезненной, ревнивой любовью. Я этого не хочу. Я просто не вижу ей конкуренток по набору достоинств, которые в ней нашел.

- Но, думаю, не очень легко быть женой музыканта, да еще известного... Тут есть свои проблемы.

- Оля особенно не обращает на это внимания. Такая у мужа работа. Она человек с юмором. Понимает, что жизнь у нас нелегкая. А то, что часто расстаемся, это даже хорошо - не успеваем надоедать друг другу.

- Твои дети? Кем ты мечтаешь их увидеть?

- Я их очень люблю. Сын, ему 9 лет, играет на скрипке, играет хорошо. Я боялся, чтобы он все это не бросил, поэтому искусственно создавал ему преграды. Отбирал скрипку, наказывал отлучением от музыки. Это была игра, но она помогла ему увлечься серьезно. Он уже читает ноты "с листа".

Конечно, я бы хотел, чтобы он стал хорошим музыкантом. Но давить на него не собираюсь. Пусть сам решает. Способности есть, а что получится, не знаю. Если бы он занимался классической музыкой, то я еще больше был бы рад.

Дочка пока маленькая. Но совершенная прелесть!

- С кем ты предпочитаешь дружить?

- Есть несколько хороших приятелей. Был очень близкий друг - мы с ним расстались. Не понимали друг друга. Давно дружим с Андреем Макаревичем и, по-моему, понимаем друг друга. Но друзьями не окружен. Сам виноват, наверное, держу людей на расстоянии, по привычке. После того, как стал известным...

Да и скорее я ищу не общения, а одиночества. Так редко удается побыть одному. Дома дети сидят на шее. Мешают работать. Гоню их. А в душе, наверное, радуюсь, что они приходят.

- Где бы хотел побывать?

- Побывать? Везде. А пожить? В Лос-Анджелесе.

У человека дом должен быть там, где ему хорошо... Я люблю Москву, где у меня друзья, привязанности. Но у нас трудно быть творческим человеком, все время какая-то ерунда отвлекает. А в Лос-Анджелесе тепло. Для голоса хороший климат. Люди очень приветливые. Впрочем, если бы у меня здесь был свой дом, а не казенная квартира, может быть, я бы и не мечтал о теплых краях.

- Считаешь ли ты себя свободным человеком?

- Конечно. Абсолютно. Хотя, может, и звучит глуповато. Хочу выступаю - хочу нет. Куда хочу - туда и еду. Я не люблю людей, которые останавливаются на полпути. Если хочешь быть свободным - приходится чем-то жертвовать. По крайней мере, ролью штатного музыканта или артиста.

- Часто ли бываешь сердитым?

- Да. Но быстро отхожу. Забавно получается: я люблю поиронизировать, у меня злой язык. Но когда я подшучиваю над собой, всем это нравится, это принимается, а когда над кем-то - на меня обижаются. Поэтому я уже стараюсь следить за собой, помалкивать, когда не спрашивают. Но когда спросят, говорю, что думаю. Не могу врать ради того, чтобы сохранить с кем-то хорошие отношения. Проживу, коли так, и сам с собой прекрасно.

- Твоя неосуществившаяся мечта?

- Хотел увидеть на сцене балет на музыку, которую я написал по мотивам киплингского "Маугли", теперь его уже поставили. А в общем, многое сумел реализовать. Вышли все пластинки. Спел партию Звездочета в "Золотом петушке" в Большом театре. Теперь вот могу ездить за границу - поздно, правда, получил эту возможность. Но, может быть, это даже хорошо, что не ездил туда в качестве робкого ученика. Сейчас приезжаю, как равный.

Записывал с Лайзой Минелли песню Азнавура, она была слегка заинтересована: откуда, мол, такой?!

В Америке ценят профессионализм. И мне кажется, нам нужно стремиться к тому, чтобы быть на равных: мы тоже не лыком шиты, хотя условия для работы у нас сами знаете...

- С кем из великих хотел бы повстречаться, поговорить? Допустим, возможность есть увидеться даже с тем, кого нет в живых?

- С Высоцким... Нам так и не удалось повстречаться, хотя были общие друзья, и мы хотели познакомиться... Но всегда казалось, успеем. А когда он умер, мне кажется, во мне что-то изменилось. Может быть, именно тогда я почувствовал, что родился как поэт.

- Мог бы ты вызвать на дуэль человека, оскорбившего тебя или женщину, которую любишь? По-твоему, рыцарство это блажь, пережиток или все же признак настоящего мужчины?

- Нет, на дуэль не могу, жалко будет, если убью. А если он меня - жалко себя. Дуэль, по-моему,- очень странная вещь. Зачем? Пушкин, вызвав на дуэль Дантеса, поставил его на одну доску с собой. Не уважая человека, драться с ним на дуэли, по-моему, нельзя. Я даже не разговариваю с теми, кого не уважаю.

А насчет рыцарства? То, что воображают женщины по этому поводу,- это блажь! Но мужчину оно украшает. Хотя у нас проявлять рыцарство непросто, слишком много бытовых мелочей, чтобы быть великодушным.

- Много говорят: "настоящий мужчина - это..." А что ты по этому поводу думаешь? Каков твой "рецепт"? Наверное, сыну тоже приходятся объяснять: "Ты должен расти мужчиной...".

- Конечно. Только мы с ним не о рыцарстве говорим. Меня вполне бы устроило, если бы он брал пример с меня. Он так и делает. Потому-то мне врать нельзя - грех. Сын рядом.

Хочу еще, чтобы в самом злом он находил доброе. Хоть это и банально звучит, но это верно. Не надо так уж резко презирать, ненавидеть... Вообще, мужик начинается с ума, хотя кому-то, наверное, больше нравится гора мышц.

Терпеть не могу необязательность. Сказал - не сделал, пообещал - не выполнил... Скользкость - не поймешь, что на уме. Может, у женщин такая непонятность пикантна, придает ей загадочность, но не у мужчины.

- Может ли человек что-то изменить в своей жизни?

- Думаю, все предопределено. Я не хочу сказать, что не надо пытаться что-то менять. Это даже хорошо, когда что-то меняешь, улучшаешься сам, веришь в это. Происходит какая-то работа над собой. На самом же деле все, что происходит с нами, Господь Бог давно определил... Но лучше об этом ничего не знать. Например, о том, когда тебе придется умереть. Я боюсь смерти и предпочитаю оставаться в неведении на этот счет. Да и насчет остального тоже.

- На сколько лет ты себя ощущаешь?

- На сцене 32. В общении на 40. На сцене мне легко, я ее люблю. А в жизни я угрюмый морализатор, этакий много поживший монстр.

Я бы хотел сохранить мальчишество. Но мне кажется, оно от здоровья. Когда заболит нога, какое уж тут мальчишество?!

- Считаешь, что твоя жизнь сложилась хорошо?

- Можно было бы прожить по-другому, с большим шумом, с помпой... Что же касается творчества - тут все нормально, я попадаю в хорошую компанию.

- И что бы ты сам себе посоветовал?

- Посоветовал не принимать близко к сердцу то, что так сильно переживал...

Беседовала Т.ЧЕРНЫШКОВА

[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] © Web Site. Vladimir Timinsky 1999-2005

Украинския баннерная