[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум]


АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ

(НАШ POSTER)

"Собеседник", 1992, №6


Живая коллекция
Первое, что возникает в памяти при его имени,- это уникальный голос и уникальное владение этим голосом. Диапазон - три с половиной октавы!
В середине шестидесятых музыковеды, забредавшие на концерт "Скоморохов", выходили ошарашенные - Градский, которого тогда все звали Сашей, очень любил демонстрировать слушателям все свои вокальные возможности. Еще он импровизировал, почти никогда не исполняя одинаково свои песни. Менял слова, иногда - музыку и, естественно, экспериментировал с голосом - этак октавой ниже и сразу октавой выше, - и это не могло не производить впечатления на тех, кто его слушал, будь то первые любители рока или преподаватели училища имени Гнесиных, где Александр Градский учился в начале семидесятых, и после которого был приглашен работать в оперу, но предпочел остаться со "Скоморохами". Почему? Со своими способностями он мог очень многое и пробовал делать очень многое - в свое время, ещё до училища, играл в четырех ансамблях, абсолютно разных по стилю и направлениям - но когда пришло время выбирать, Градский выбрал свое. В 1971 году "Скоморохи" получают на всесоюзном фестивале "Серебряные струны" шесть первых призов из восьми имеющихся, и три из этих шести - за гитару, композицию и, конечно, вокал достались Градскому. А годом позже он пишет музыку (рок-музыку! в 1972 году!) к кинофильму "Романс о влюбленных", о котором сейчас ностальгически вспоминают люди поколения семидесятых, говоря, что, "Асса" с "Романсом" ни в какое сравнение нейдет.
А Градский не идет в сравнение ни с кем. "Я не патриарх рок-музыки. Вот Александр Градский - патриарх",- говорил в одном из интервью Андрей Макаревич.
Градский - начало, поэтому его и нельзя Сравнивать ни с кем, кто появился позже, как нельзя сравнивать русских писателей, допустим... с Кириллом и Мефодием. Патриарх создает род, создает жизнь, оставаясь при этом на вершине, а если не на вершине, то чуть в стороне.
Градский - одиночка по своей сути. В семидесятых, когда с каждым годом появлялось по пять-шесть новых команд и понятие "рок-группа" уже прочно вошло в обиход, он осваивает синтезатор, ударные, челесту в придачу к уже послушным ему гитаре и скрипке и начинает выступать один. Все держались вместе - вместе завоевывали аудиторию, вместе давали "неформальные" концерты, вместе уходили со сцены... Градскому сейчас не с кем делить ни проблемы, ни славу - он был один. Он всегда писал для избранных - так получалось. "Скоморохи" пели, когда рок только начинался и о его русском варианте знали еще немногие. Как только рок-музыка стала знакомым и привычным явлением, о ней знали все и почти все пытались что-то делать в этой области - Градский "пошел другим путем". Цикл, который позже назовут своего рода энциклопедией рок-стилей - от блюза до рок-н-ролла, был написан на стихи Бернса и Шекспира. В восьмидесятых, на фоне всеобщей критики жизни, в период появления "Алисы", "Кино", "ДДТ" - он пишет вокальные сюиты на стихи Саши Черного, Поля Элюара, Набокова, Рубцова, Пастернака. Это могло казаться странным - у нас тут такое, при чем здесь Пастернак? Но странным это могло показаться тем, которые не были избранными.

Век поэтов мимолетен -
недолет, пролет, полет,
Побываешь в переплете -
встанешь в книжный переплет,
По стихам узнаешь думы
по страданию - талант.
Дескать, жнем свою беду мы
и не требуем наград.

Фото Валерия Плотникова


И сейчас, когда Александр Градский выходит на сцену со своей акустической "двенадцатистрункой", мы слушаем его баллады, романсы, испытывая двойное ощущение, как двойной удар. Сперва от голоса, восхищение которым не проходит, даже если слушать его четыре дня подряд - лично подтверждаю, а уж потом, вдогонку, и тем сильнее- ощущение от смысла. "Как ни стараться, как ни мучиться, лица страдальца не получится". Его действительно не получится, если его нет.

Жанна Сергеева

[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] © Web Site. Vladimir Timinsky 1999-2005

Украинския баннерная