Список форумов Gradsky.com Gradsky.com
Форум сайта "Александр Градский"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Аркадий Евгеньевич Петров
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Gradsky.com -> Новости АГ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Пн Авг 20, 2007 3:51 am    Заголовок сообщения: Аркадий Евгеньевич Петров Ответить с цитатой

http://www.profile.ru/items/?item=23766

ЖИЗНЬ
№30(538) от 20.08.2007
Александр Градский
«Я ПИСАЛ ТЕБЕ ПИСЬМО, КАК ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ»
На прошлой неделе умер один из родоначальников советской музыки Тихон Хренников. А незадолго до этого не стало Аркадия Петрова. Петров был известен меньше Хренникова, но в 70-х именно он, ведущий программы «Метроном» на радио «Юность», теоретик джаза, журналист, вывел на музыкальную орбиту звезду Александра Градского. Теперь Градский вспоминает об ушедшем друге.

Дорогой Аркаша!

Я решил написать тебе письмо.

Известно, что в старину это был чуть ли не единственный способ общения (помимо живой беседы, естественно).

Никогда не писав тебе и практически никому ни писем, ни записок, я находился в некотором замешательстве, так как, сам понимаешь, эпистолярный жанр ныне почти забыт.

Постараюсь, однако, преодолев его (замешательство то есть), передать в письме все, что в живой беседе с тобой высказать не удается.

И вот почему.

Во-первых: ты намного больше меня знаешь (или (и) помнишь).

Сам понимаешь, для меня, человека самолюбивого и читавшего немало, такое признание в ином случае потребовало бы применения ко мне допроса третьей степени.

Во-вторых: ты один из очень немногих моих друзей, говорящих и пишущих на замечательном русском языке, в котором одно только правильное сочетание подлежащих, сказуемых, глаголов, прилагательных и т.п. способно привести собеседника и читателя в телячий восторг.

И в-третьих: наши встречи и разговоры в последнее время настолько редки, что даже короткий телефонный разговор уже подарок.

Ты всегда (аж с декабря 71-го года) казался мне взрослым и даже, прости, пожилым, несмотря на то, что при нашем знакомстве ты имел от роду около тридцати пяти, а значит, был лет на двадцать с хвостиком моложе меня сегодняшнего.

Подобный случай довольно редок, учитывая то сверхъестественное обстоятельство, что эта взрослость чудесным образом сочетается в тебе, по сей день, кстати, с каким-то детским, даже наивным восприятием мира вокруг и внутри нас.

Наверное, ты с успехом мог бы играть в самодеятельности Деда Мороза или Санта-Клауса (в зависимости от музыкального жанра постановки), так как единственное, что у них видно, кроме бороды, усов, шапки, кафтана и т.п., — это добрые, понимающие глаза.

Причем понимающие и принимающие всех и вся, любые жанры и стили музыки, любых людей, иногда просто слабых, иногда откровенных негодяев...

Помню, как я тщетно пытался предостеречь тебя от общения с некоторыми из них, а ты подверг меня нежной критике, сообщив, на манер Михаила Афанасьевича, что злых или безнадежно злых людей на свете нет.

Я был неудовлетворен подобной твоей реакцией, однако ничего упрямой логике не смог противопоставить.

Ты появлялся в моей жизни в решающие моменты, которые без твоего в них участия могли бы и не стать таковыми.

Первый раз — на фестивале в Горьком, когда Гриша Либергал и ты были членами жюри первого в СССР рок-фестиваля. На предварительном прогоне перед конкурсным выступлением наша группа «Скоморохи» дала такого жара и перца, что комсомольцы-организаторы тут же «наложили в штаны», пытаясь не выпустить нас на сцену. Но вы с Гришей как-то мягко доказали им, что ничего страшного, ну выступят ребята, никто и не возмутится…

Мы «выступили» и забрали шесть первых призов из восьми (два остались у «Ариэля»), затем были сообщения об этом фестивале по Московскому радио, а также по некоторым западным СМИ, и комсомольцев выгнали из горьковского райкома… где-то они теперь… может, газом или нефтью торгуют, а может, сгинули безвестно и бесславно…

А дальше — ты организовал наши первые записи на радио, наврав начальству с три короба про то, какие мы хорошие да безобидные, дескать, в текстах сплошная классика, Бернс—Маршак…

А ведь эти записи (конца 71-го — начала 72-го) вошли во все мои издания именно в том виде, в котором были записаны в 2-й студии ГДРЗ с твоей подачи.

В эту же студию, спустя некоторое время, именно ты привел Кончаловского, изящно объяснив ему, что его будущий «Романс о влюбленных» без Градского просто невозможен. Он поверил, а результат всем известен.

Нашумевший фильм, затем моя «Звезда года» журнала «Мюзик Уик», «Биллбоард» и т.д.

Таким образом, ты «запустил» меня в этот мир, в котором я уже и сам начал кувыркаться и пытаться себя проявить.

А «Русские песни»? Да, я уже окончил Гнесинский институт как вокалист, поступил на композицию в Консерваторию к Хренникову, изучал фольклор у Рудневой, записал пять песен из будущей сюиты, но кто сказал мне, что сюита не завершена, кто сказал, что чего-то недостает? Ты, Аркадий Евгеньевич!

Ну я и дописал еще три части.

Дальше — больше. Все последующие годы ты меня везде «нагнетал»: продолжались записи на радио, первые профессиональные записи рок-музыки в СССР, появлялись твои статьи о нас, о других группах. Ну какого черта ты, сугубый классик-консерваторец, ну на худой конец почитатель Штокгаузена, Шнитке, Губайдуллиной и, уж совсем странно, любитель и знаток современного джаза, еще и в рок-музыку вторгся?

А потому что тебе было всегда интересно новое, необычное и талан… Ну, умолчу из скромности, хотя в то время я ею не отличался.

Когда наконец тебя за смелость и находчивость (кажется, за Лешу Козлова, ну и в совокупности) начальство раскусило и выперло с радио — ты что, угомонился?

Не тут-то было. Ты продолжал, пользуясь связями и обаянием (в особенности среди молоденьких редакторш), везде и всюду отстаивать то, что казалось тебе необходимым в нашей музыкальной жизни.

Ты регулярно писал и печатал статьи, эссе, очерки и интервью, работал в нескольких изданиях, продолжал организовывать записи, заседал в худсоветах, звонил «кому надо», доказывал, при этом настойчиво и пытливо торчал на самых разных мероприятиях, концертах, презентациях, успевая всюду и везде, вследствие чего схлопотал то, что обычно получают все порядочные люди, и создал ситуацию, когда мы все так испугались тебя потерять.

Слава Богу — этого не случилось.

Аркаша! Ты давай, живи подольше! Не скажу «береги себя»: Галя тебя побережет гораздо лучше, чем кто угодно другой, в том числе и ты сам.

Аркаша! В нашей жизни так мало Дедов Морозов!

Так МАЛО!

Зато много неумелых, претенциозных, полуграмотных критиков из разряда «чего изволите», бесконечно врущих на каждом углу о том или ином очередном «даровании», участвующих в бизнес-проектах, продающих душу (у кого она еще вроде была) за понюшку табаку или местечко под начальственным красным фонарем, который не греет никого, а светит вполне характерным светом.

Вот прочту эту книжку и в очередной раз удивлюсь твоему бесконечному знанию и профессионализму, твоей доброте и благожелательности.

Ты нужен, очень нужен, особенно теперь, здесь и надолго.

Твой А.Г.

P.S. Аркаша! Я писал тебе письмо, как предисловие (или послесловие) к твоей книге.

Ну что ты наделал? Махнул рукой на всех и оставил нас разбираться с сегодняшней околомузыкальной шушерой.

Кто теперь точно и емко оценит происходящее? Кому теперь я покажу первому свою оперу?

Как много прекрасных слов о тебе мы наговорили при последнем прощании.

Как мы все, твои друзья и родные, перебивая друг друга, стремились успеть высказать то, что часто говорили тебе, живому, но нам в этот момент казалось (и справедливо), что мало мы тебя любили, где-то не договаривая, где-то не до конца показывая свои истинные чувства.

Ты очень любил, когда тебя хвалили (естественно, по делу, без лести), и всем вдруг показалось, что ты даже улыбался, слушая все наши слова о тебе.

Наверное, мы еще не до конца поняли, что ушло вместе с тобой, и стремились говорить еще, еще что-то… пока…

Потом мы сели за стол и снова начали говорить о тебе; поставили к твоему портрету рюмку водки и кусок черного хлеба.

И знаешь, что странно: столько от тебя было в нашей жизни света и тепла, что никому в голову не пришло плакать или истерить.

Ты, даже ушедший, оставил для нас часть своего солнечного ума, искрометного интеллекта и подлинной интеллигентности, которой (что греха таить) почти уже нигде не встретить.

До свиданья, милый и любимый человек!

Дай нам Бог заслужить место ТАМ рядом с тобой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AdminAG
Site Admin
Site Admin


Зарегистрирован: 09.01.2006
Сообщения: 436
Откуда: Украина, Днепропетровск

СообщениеДобавлено: Пн Авг 20, 2007 5:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аркадий Петров
- Метаморфозы Александра Градского
- Звукомиры Александра Градского
- «На моем концерте в «Карнеги-холл» публика висела на люстрах»
- Юбилейный опрос
http://www.gradsky.com/glossar/govor.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Пн Авг 20, 2007 3:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Светлая память Аркадию Евгеньевичу.
Словно родного человека потерял. Учителя. Хотя вряд ли достоин зваться его учеником, но все же стараюсь, пусть даже на своём дилетантском уровне, рассказывать людям о музыке, которую открыл для меня (как и для сотен тысяч своих читателей) Аркадий Евгеньевич Петров. Если, даст Бог, продолжу это дело, это будет моим посвящением Аркадию Петрову.
Навсегда сохраню те письма и статьи, которые он мне присылал, когда, в конце 2004 года завязалась наша переписка.
Совсем недавно читал последние рецензии Аркадия Евгеньевича на сайте газеты "Культура". Только он мог в одном кратком абзаце дать представление о целом музыкальном явлении, дать настоящие глубокие знания о нём и настоящий живой отклик на то, что свершилось только что... Никто больше не мог так увлекательно писать о музыке, заражать интересом к ней.
Очень хотел бы узнать точные даты рождения и ухода Аркадия Евгеньевича.
Соболезнования близким Аркадия Евгеньевича, Александру Борисовичу, всем нам.
Светлая память


Последний раз редактировалось: Олег Петухов (Пн Сен 17, 2007 1:42 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Чт Авг 23, 2007 11:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аркадий Петров об Александре Градском:

"Метаморфозы Александра Градского" –
https://alexandergradsky.com/publication/s75_02.shtml

"Звукомиры Александра Градского" –
https://alexandergradsky.com/publication/s77_01.shtml

"РУССКИЕ ПЕСНИ Александра Градского" –
https://alexandergradsky.com/publication/s78_02.shtml

"Новые циклы Александра Градского" –
http://gradsky.com/publication/s85_05.shtml

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Пн Сен 03, 2007 3:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ - Выпуск # 16 (391) - 23 августа 2007 г.
http://www.jazz.ru/mag/391/default.htm

In Memoriam

АРКАДИЙ ПЕТРОВ (1936-2007)

Утром 9 августа в московской больнице скончался старейшина российской джазовой критики - музыковед Аркадий Петров. Ему был 71 год.
Аркадий Евгеньевич родился в Москве 6 марта 1936 г., закончил теоретическое отделение Московской Государственной консерватории. Он первым в СССР "пробил" на Всесоюзном радио регулярную джазовую передачу: его " Радиоклуб Метроном", выходивший в эфир в 1965-67 гг. (часть выпусков программы вели также Леонид Переверзев и Алексей Баташёв) , стал "окном в джаз" для тысяч людей по всей территории бывшего Союза, а сделанные им в студии Всесоюзного радио записи множества ведущих джазовых музыкантов Советского Союза стали серьёзным фактором самоосознания джазового движения. Часть этих записей погибла после закрытия "Метронома" и увольнения Петрова с радио, часть была им сохранена и хранится в его архиве. В радиоразделе портала "Джаз.Ру" есть запись программы "Джем-клуб" на московской радиостанции "Ракурс", где в 1996 г. Аркадий Евгеньевич рассказывал о "Метрономе" и показывал некоторые записи, сделанные им в те годы. В 1974 г. именно Аркадий Петров (и Владимир Фейертаг) разработали методические рекомендации по преподаванию истории джаза в советских музыкальных учебных заведениях, когда в нескольких музыкальных училищах впервые открылись эстрадно-джазовые отделения. В 70-е и сам Аркадий Евгеньевич читал по разработанному им и Фейертагом курсу историю джаза в училище им. Гнесиных (ныне - Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства).
Ряд портретно-очерковых работ Аркадия Петрова вошёл в крупнейший книжный проект 80-х, посвящённый отечественному джазу - сборник "Советский джаз. Проблемы. События. Мастера", вышедший в 1987 г.
В 1993-94 гг. программы Аркадия Петрова (под знакомым названием "Радиоклуб Метроном") выходили на недолго просуществовавшей московской средневолновой радиостанции "Вокс". К сожалению, после тёмной истории с ликвидацией радиостанции записи этих программ не сохранились.
В 1996 г. Аркадий Евгеньевич выпустил в московском издательстве "Музыка" подготовленный ещё в 92-м сборник своих статей о выдающихся музыкантах советской (и постсоветской) джазовой сцены - "Джазовые силуэты", ставший едва ли не единственной крупной книжной публикацией об отечественном джазе за все 90-е годы.
В последние годы Аркадий Петров много публиковался в газете "Культура", время от времени его журналистские работы появлялись и на виртуальных страницах электронного издания "Полный джаз", на плечах которого вырос наш журнал "Джаз.Ру". Мы планировали обратиться к Аркадию Евгеньевичу с просьбой написать об истории программы "Радиоклуб Метроном", о том, каково было "проталкивать" джаз в советских масс-медиа 60-х. Не успели...
В № 6 журнала "Джаз.Ру" с материалом памяти А.Е.Петрова выступит Алексей Баташёв. В текущем же выпуске "Полного джаза" мы публикуем также письмо Александра Эйдельмана, посвящённое памяти Петрова, и автобиографический материал самого Аркадия Евгеньевича...
"Джаз.Ру"


Прощай, Аркадий

Каждый раз, когда приходит печальное сообщение о смерти кого-либо из знакомых, темнеет в глазах, разум не верит, противится этой жестокой правде. Сегодня ночью ушел из жизни Аркадий Петров, человек, о деятельности которого в джазе и для джаза можно рассказывать долго и много и все равно всего не расскажешь. Он прожил интересную жизнь и своей просветительской, журналистской, писательской деятельностью помог очень многим встать на творческий путь в джазе, укрепиться на сцене, подняться к вершинам творчества. Его всегда отличала интеллигентная манера общения, легкая контактность, широкие познания и эрудиция не только в джазе, но и в других областях музыкальной культуры. Кто из нашего поколения не знает его обволакивающий голос с приятным бархатистым тембром, прорвавшийся к радиослушателям еще в пору расцвета советской идеологии и цензуры. Его "Метроном" стал задавать ритм современной жизни, современной мысли, современной музыки и многие ждали с нетерпением интереснейшие и очень познавательные передачи Аркадия Петрова. Сужу по себе и своим друзьям, для нас его передачи были также желанны и интересны, как передачи Уиллиса Конновера. Аркадий Петров своими передачами и выступлениями на вечерах и концертах в значительной степени заполнял пустующую нишу живого интереса к джазу.
Он ушел, не бьется больше пульс, задаваемый метрономом его жизни.
Прощай Аркадий, ты выполнил свой жизненный долг, предначертанный тебе свыше, твое имя занимает почетное место в истории российской и мировой джазовой культуры.
Спасибо тебе за добрые, нужные людям дела твои. Светлая тебе память.

Президент "Джаз-Арт клуба" Александр Эйдельман
9 августа 2007



АРКАДИЙ ПЕТРОВ о себе
(из предисловия к книге "Джазовые силуэты" - Москва, "Музыка", 1996)

Джазом интересуюсь почти сорок лет. Началось все с музыки, выловленной в начале 50-х годов из неведомого эфира. Как непохожа была она на звучавшие тогда повсюду краковяки и падэспани!
Позже, студентом Московской консерватории, услышал пластинки — сначала политональные многоэтажия оркестра Стена Кентона, потом диск Армстронга, которым снабдил меня приятель-однокурсник, композитор Альфред Шнитке (в свою очередь, получивший его от соседа по коммуналке, переводчика-шведа). Армстронг играл на трубе и пел "Се си бон" — мелодию, которую мы только-только услышали и полюбили в образцовской радиопередаче об Иве Монтане!
Почти в это же время (1954-1955) — знакомство с пианистом Николаем Капустиным. Один из любимых учеников Гольденвейзера, он тем не менее играл джаз. Это казалось каким-то чудом — человек садился за рояль и импровизировал на любую тему!
В 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи состоялся вызвавший массу толков "конкурс джазов". Там были итальянцы, исландцы, англичане, французы, польская группа Кшиштофа Комеды. Был и наш наращивавший обороты, но сразу же после фестиваля распущенный оркестр ЦДРИ Юрия Саульского: Гаранян, Бахолдин, Зубов...
Работая с конца 50-х годов на радио, я всеми силами стремился поддержать молодых джазистов, быть им чем-то полезным. Прежде всего, я мог приглашать их в студию и записывать, записывать. Первая серия таких записей была организована в марте 1960 года на иновещании под благовидным предлогом предстоящего визита в Советский Союз президента Эйзенхауэра. Посоветовавшись с Саульским, я собрал "сборную команду" - часто игравшие вместе Гаранян - Зубов - Бахолдин плюс Борис Рычков за роялем, Игорь Берукштис при контрабасе и Александр Гореткин за ударными. Нужен был трубач; рассматривались разные кандидатуры, однако все они были отвергнуты в пользу нового в Москве человека - Германа Лукьянова, музыканта, которого недолюбливали за независимый характер, длинный язык и не всем понятную музыку, но другого, повторяю, не нашлось. Звукорежиссер Виктор Бабушкин (также мой однокурсник) блистательно записал десять композиций, пятьдесят минут звучания...
Но... под Свердловском был сбит самолет-шпион "У-2", и вся наша затея, естественно, провалилась. На приеме программы было жарко: одни в худсовете — композиторы М. Иорданский и Б. Терентьев — говорили об идеологической диверсии со стороны работников иновещания; другие — А. Эшпай и А. Бабаджанян — отстаивали нашу работу. Худсовет "раскололся", пришлось прибегнуть к третейскому суду (А. Цфасман и Н. Минх), который принял в фонд три номера с примечаниями: "Для крайне ограниченного использования. Давать в эфир только с разрешения главного редактора". С такой устрашающей надписью они пролежали без движения свыше двадцати лет. Сейчас их иногда передают по "Маяку"...
В 60-е годы в отношении к джазу были свои приливы и отливы. Во времена относительно мирные и "витаминные" я продолжал записывать наши лучшие группы — трио Лукьянова, ансамбли Рычкова, Рафика Бабаева, "Неву", "КМ-квартет", составы Носова — Гольштейна... По этим пленкам я подготовил затем не один десяток радиопередач. Помню запись ленинградской звезды, Романа Кунсмана, в марте 1965 года — в студию ввалилась целая толпа московских музыкантов, из которой пришлось отбирать отдельных исполнителей, ибо все вместе они просто "не влезали" в помещение. Игоря Бриля, например, я сурово отвергнул — молод еще! Однако три месяца спустя, на Втором московском джаз-фестивале в гостинице "Юность", блеснул именно Бриль...
В ноябре 1965 года в эфир вышла первая советская еженедельная передача "Радиоклуб Метроном". Ее появление - в период некоторой идеологической оттепели тех лет - как-то удачно соответствовало потребностям тогдашней "инженерной" молодежи эпохи "физиков - лириков". За два года через "Метроном" прошли все заметные представители отечественного джаза, были передачи, посвященные "Модерн джаз квартету", чехословацким коллективам, которыми мы тогда увлекались (оркестр Густава Брома, "Юниор-трио" с Яном Хаммером и братьями Витоушами), Эллингтону, Джанго Рейнхардту (была даже радиопостановка, автором которой стал ленинградец Ефим Барбан), "Свингл сингерс", венскому конкурсу молодых джазовых солистов 1966 года...
В студии "Метронома" побывали большинство наших джазовых критиков (Медведев, Переверзев, Барбан), а Алексей Баташев помогал мне вести программы и, разумеется, был автором собственных выпусков (например, об оркестре Иосифа Вайнштейна).
Спектр музыки, звучавшей в передачах "Метронома", был весьма широк — даже авангардиста Сесиля Тейлора удалось однажды протащить в эфир. Информация была свежей и, как правило, из первых рук: мы тогда зачастили на фестивали в Прагу и Варшаву и привозили каждый раз что-нибудь новое и интересное.
"Метроном" просуществовал до сентября 1967 года и был благополучно прикрыт во время крепнущего идеологического морозца. Всего в эфир прошло 97 программ...
Записями отечественного джаза я занимался вплоть до последнего часа своей работы на радиостанции "Юность", с которой расстался весной 1973 года, уже в свинцово застойное время...
Дружба с музыкантами, естественно, продолжалась и позже. Я заседал в различного рода жюри, стал писать о джазе в прессе. Наверное, счет этих публикаций можно вести от статьи в "Советской культуре", озаглавленной "Джаз — это серьезно" (март 1965). Сейчас она выглядит, быть может, наивно, но, во-первых, тогда я именно так думал, и, во-вторых, дабы реабилитировать любимый жанр в глазах власть предержащих, приходилось противопоставлять высокое искусство джазовой импровизации разным пошлым танцулькам...
Аркадий Петров,
1992
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Пн Сен 03, 2007 3:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аркадий Петров об Эдуарде Артемьеве:

"Электронные фантазии Эдуарда Артемьева" -
http://electroshock.ru/edward/interview/petrov2/index.html

Эдуард Артемьев и Андрей Тарковский –
http://electroshock.ru/edward/interview/petrov3/index.html

Русский композитор в Голливуде –
http://electroshock.ru/edward/interview/petrov/index.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Вт Сен 04, 2007 4:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Газета «Культура» № 32, 16 августа 2007 г.

АРКАДИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ПЕТРОВ

Аркадий Петров был удивительной личностью. Мало кто сделал для «пробивания» сквозь советские идейно-бюрократические препоны отечественного джаза и рока в 50-70-е годы столько, сколько этот человек с замечательно доброй улыбкой и каким-то детским удивлением в глазах за стёклами очков. Музыкант высочайшей академической культуры, окончивший Хоровое училище Свешникова и музыковедческий факультет Московской консерватории, он был из породы борцов-шестидесятников. Когда в середине 50-х годов Аркадий пришёл на радио, говорить о том, что у нас есть джаз, можно было только на заграницу. Страстно увлекаясь джазом, он воспользовался этим зазором и стал организовывать фондовые записи чуть ли не всех отечественных джазменов. Так была сохранена для будущего целая эпоха джаза. С его же помощью в японской редакции радио была произведена запись оратории Шнитке «Нагасаки». Кроме того, он около трёх лет вёл на радиостанции «Юность» первую в СССР передачу о джазе «Радиоклуб МЕТРОНОМ». Широчайшие интересы А. Петрова нашли выход в сотнях журналистских статей. Уже в 90-е появились его книги «Джазовые силуэты» и «Чёрный кот in blue» о Юрии Саульском. Макет последней своей книги, подытоживающей многолетнее творчество и приуроченной к недавно прошедшему 70-летию, - «Пересечения параллелей: разговоры с интересными людьми» (издательство «Композитор») – он должен был взять в руки на этой неделе. Не успел.
Отечественное джазоведение понесло невосполнимую утрату… Аркадий Петров обладал колоссальной работоспособностью – неувядающим «драйвом», как сказали бы джазмены. Для него было невозможно жить без ощущения включённости в музыкальную жизнь, за которую он болел всем сердцем. Он регулярно писал сразу в несколько изданий, продолжал организовывать записи, заседал в худсоветах и при этом успевал на самые разные мероприятия – концерты, презентации, конкурсы, пресс-конференции… Неудивительно, что сердце стало давать сбои. Конкурс Чайковского он освещал уже лёжа в больнице. Человек редкостного обаяния, доброты, жизнерадостности, наивности, мудрости и честности, Аркадий Петров внёс в окружающую жизнь столько света… Нам будет очень не хватать нашего Аркаши.

Владислав Казенин,
Олег Галахов,
Мурад Кажлаев,
Анатолий Кролл,
Валентина Холопова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 3:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Эта статья вышла в марте прошлого года, когда Аркадию Евгеньевичу исполнилось семьдесят.


«Российская музыкальная газета» № 3, 2006 г.

Ирина Воронцова
АРКАДИЮ ПЕТРОВУ – МУЗЫКОВЕДУ И ЧЕЛОВЕКУ

Музыковед должен знать о музыке всё или почти всё, а для этого её надо слушать, слушать и слушать. Только тогда, постепенно, через много-много лет можно научиться выражать словами то, что невыразимо. Ведь каждый и видит и слышит по-своему. Но в огромном современном музыкальном океане музыковед – лоцман, ведущий нас, слушателей, сквозь рифы и мели, чтобы не приняли одно за другое, чтобы постепенно могли сформировать свой эстетический вкус. Аркадий Петров – музыкальный критик, и вот уже много лет помогает нам своими статьями, рецензиями и книгами разобраться в том, что мы слышим вокруг себя. Он неустанно, больше 50 лет, слушает классику и джаз, оперу и мюзиклы, фольклор и авангард, детские песни, и обо всём услышанном говорит своим читателям. Откуда что берётся, где источник того или иного сочинения. У него феноменальная память.
А начиналось всё так. Он родился в Москве 6 марта 1936 года. На Новобасманной прошли первые пять лет его жизни. Он был единственным ребёнком у мамы – Александры Никитичны Ахматской и отца – Евгения Гавриловича Петрова. Мама училась в Московском университете и по профессии была химиком, а отец – певец хора Свешникова, а когда вышел на пенсию – пел в Елоховском соборе. Но сын – студент консерватории – так и не слышал пение отца в храме: был, как все тогда в 50-е годы, атеистом. Мама и папа познакомились на катке, может быть, поэтому спорт был так важен и в жизни их сына. Он играл за сборную консерватории в волейбол, имел второй разряд по альпинизму, катался на горных лыжах почти до 50-ти лет. О родителях Аркадий говорит всегда с любовью, нежностью, вспоминает, как мама пела еврейские песни на идиш, который выучила в детстве на Полтаве, а отец выучил якутский язык, когда был в ссылке в Якутии. А ещё семейная легенда рассказывает о дяде Степане Гавриловиче Петрове-Скитальце – русском писателе, и его дружбе с Максимом Горьким, о том, как он вместе с братом приехал к Горькому в Финляндию и обыграл его в лапту.
Аркаша мечтал стать геологом, но родители отдали его сначала в хор мальчиков Свешникова. А по окончании музыкального училища он поступил в консерваторию, но почему-то не на дирижёрско-хоровое отделение, хотя на экзамене получил две пятёрки по хору и дирижированию, а на теоретический факультет ("Вы же у нас философ, идите на теоретический", - сказал директор училища Григорий Михайлович Динор). А почему философ? Потому что постоянно читал античных авторов и вообще очень много читал.
В консерватории Аркадий был сталинским стипендиатом. Вместе с Эдисоном Денисовым вёл заседания Научно-студенческого общества, где звучала новая музыка, где впервые услышал Шостаковича, Прокофьева и был потрясён этой новой музыкой, потому что до этого считал себя "скрябинистом" и даже маленькие свои сочинения писал в стиле Скрябина.
Ещё в училище он ходил на концерты Игумнова, Зака, Рихтера – золотое время! Оттепель: Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве, Первый международный конкурс им. Чайковского. В консерватории он дружит с Альфредом Шнитке, Арво Пяртом, Юрием Саульским, Соней Губайдулиной, с Гией Канчели. Ему всегда есть, о чём поговорить с композиторами, заглянуть в творческую лабораторию. Аркадий мог бы с отличием окончить и консерваторию, однако четвёрка по фольклору испортила всё. Смешно, первым был в фольклорной экспедиции, тогда музыку записывали на доисторический музейный фонограф, собирали песни в Ясной Поляне и Спасском-Лутовинове. После окончания экспедиции выпустили сборник , а по фольклору – четыре.
По окончании консерватории – работа в разных музыкальных изданиях, статьи, рецензии, поездки по стране и миру. Надо всё успеть, написать о юбилеях композиторов, исполнителей, дирижёров, и для каждого найти свои слова, метафоры, сравнения. А кто напишет о музыковеде? Иногда в газете "Культура" в одном номере выходит сразу три рецензии Аркадия Петрова. Как это может быть, когда концерты происходили одновременно? А так. Он успевает в один вечер послушать два концерта. А на концерте, когда сидим рядом, я слушаю новое сочинение, а Аркаша – очки на лбу, в руках блокнот и ручка – он слушает и одновременно пишет. Ведь надо успеть записать только что пришедшее в голову сравнение, пока одно сочинение не наслоилось на другое.
Очень хочется, чтобы продолжалось такое служение музыке, чтобы мы увидели его книгу (а книга называется "По волне моей памяти"), где собраны под одной обложкой имена очень многих современных музыкантов. И для каждого Аркадий Петров нашёл свои слова.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Ср Окт 03, 2007 9:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Памяти Аркадия Евгеньевича:

http://rockpavlodar.net/portal/comment.php?comment.news.293
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Ср Мар 05, 2008 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

6 марта - день рождения Аркадия Евгеньевича
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Сб Авг 09, 2008 2:25 pm    Заголовок сообщения: Годовщина Ответить с цитатой

Светлая память Аркадию Евгеньевичу
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Ср Авг 27, 2008 5:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Одна из статей Аркадия Евгеньевича
Он прислал мне её в конце 2004 г


«КВИН» - СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.
Популярность английской группы «Квин» мало с чем можно сопоставить. Вот уже свыше десяти лет прошло со дня кончины одного из ее участников - великого рок-вокалис­та двадцатого века Фредди Меркьюри, его , слава Богу, здравствующие коллеги вошли в возраст «дедов», а песни «квинов» сегодняшние шестнадцатилетние слушают с тем же упоением, что и их сверстники 30 лет назад. Заветом Фредди, высказанным в посмертном альбоме певца, было - Show must go on! И шоу продолжается! Под бурные восторги публики.
14 мая 2002 года в Dominion Theatre в Лондоне состоялась премьера мюзикла «We Will Rock You» (труднопереводимое слово, означающее примерно «Мы вас качнём, мы вас тряхнем!» - из диска группы «News of the World» 1977 года). Автором идеи и со-продюсером стал знаме­ни­тый американский киноактер Роберт Де Ниро. С тех пор продолжается ее триумфальное шествие по странам мира.
Для того, чтобы лучше подготовить московский спектакль, в столицу России приезжали продюсеры оригинальной версии, легендарные участники группы Queen - гитарист Брайан Мэй, барабанщик Роджер Тейлор, а также менеджер Джим Бич. Был произведен кастинг исполнителей. Среди имен, которые нашим зрителям только предстоит открыть, есть уже и достаточно известные. Например, Владимир Ябчаник – прекрасный вокалист, полистилист, работал в «Норд-Осте», «Свадьбе соек». Голос Стаса Витарта знаком многим по альбому «Нефор­мат», вокал Марианны Белецкой - по «Фабрике звезд-2». Евгений Драйер в составе рок-группы «Веселые картинки» участвовал в записи альбома «Символ веры». А любителям джаза хорошо знакома певица Мариам (Алахвердова) - известная исполнительница блюзов. Виктория Пьер-Мари (она спела на премьере партию Королевы) - обладательница Гран-при джаз-фестиваля в Касабланке (Марокко).
… Российская версия (режиссер Дмитрий Астрахан, литературный перевод и адаптация Михаила Мишина) стартовала 17 октября в Театре Эстрады. Аудитория собралась у здания театра загодя – и почти час ожидала появления в зале своих героев: «квинов», Аллу Борисовну Пугачеву, Буйнова и других отечественных «випов». Примадонна просто-таки обязана была появиться на премьере, поскольку один из персонажей спектакля (раскрасавец-парень) носит имя Алла Борисовна, а его пышнотелая возлюбленная зовется Филом (наш Фил, однако, на премьере замечен не был).
Но вот все, наконец, расселись по местам, погас свет - и полились звуки: пространство зала загудело, зарычало, засвистело, застучали компьютерные ритмы, темноту зала пересекли лазерные лучи, заискрились звезды небесные (разработчик световых эффектов Марк Фишер, известный по своим работам к сценическим программам «Пинк Флойда», «Ю-Ту» и «Роллинг Стоунз») - и полились знакомые мелодии. Вступительная часть мюзикла изображала милитаристски-ориентированный спортивный праздник – статуи гипсовых атлетов с туповато озверелыми лицами-мордами, одетые в белые костюмчики гимнасты и акробаты. Почти цитата из ленты Лени Рифеншталь «Олимпия»…
Вспоминает сценарист Бен Элтон: «Нам не удалось включить в шоу хиты всех трех альбомов, потому что тогда «We Will Rock You» разрослось бы до размеров вагнеровского «Кольца». Редко когда у группы бывает достаточно хитов, чтобы составить музыкальное шоу на два с половиной часа. У Queen их оказалось даже с избытком. Столько, что хватило бы на второе шоу…»
В мюзикле использованы все самые любимые и известные мелодии группы: Radio Ga-Ga, I Want to Break Free, We Are the Champions и, конечно, We Will Rock You. Лейтмотив спектакля – лирическая тема Bohemian Papsody – тема, которая по мнению британских поклонников рок-музыки стала лучшим произведением всех времен, превзойдя даже знаменитые битловские Imagine и Hey, Jude.
Сюжет спектакля не связан напрямую с творчеством Queen. We Will Rock You – волшебная сказка, которая переносит слушателя в жутковатый мегакомпьютерный мир. С тех времен, когда рок был в самом расцвете, прошло уже триста лет. Появившийся неведомо откуда страшный поп-вирус все живое превратил в попсу и попсовиков, все и всех подогнал под один стандарт с блестящим фасадом и пустотой внутри. К власти пришла корпорация Global Soft. Земля стала называться Универсамией. Не стало рожденных в любви – их заменили клоны. Все чувства и эмоции запрограммированы. И музыку тоже сочиняет компьютер. Запрещены все музыкальные инструменты, люди обязаны слушать лишь произведенную корпорацией монотонную поп-музыку… Примерно такой мир описан в балладах о Круглом столе Короля Артура, в тоталитарных антиутопиях Евгения Замятина («Мы»), Олдоса Хаксли («Прекрасный новый мир») Рэя Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»). Но и в этой искусственной вселенной есть бунтари, которые хотят жить по-своему, хотят любить друг друга не по приказу свыше, а по собственному выбору и, самое создавать свою собственную живую музыку. Из случайно найденных обрывков старых книг и нотных записей они узнали про музыкантов прошлого и взяли себе их имена. Например, отважный Алла Борисовна (арт. Владимир Кисаров), его верная Фил (арт. Ольга Белая). Это, конечно, наша российская адаптация. Есть среди бунтарей и Пол МакКартни , и Элвис, и Мадонна…
Главные герои спектакля – Галилео Фигаро и Скарамуш, персонажи из «Богемской рапсодии» группы «Квин» (на премьере их партии превосходно исполнили молодые вокалисты Давид Тодуа и Елена Мак­симова) отправляются на поиски «живого камня», возле которого, по преданию, зарыт инструмент, на котором можно играть «живую музыку». Они вступают в борьбу со злом в лице жестокой и коварной коро­левы Киллер Квин (арт. Виктория Пьер-Мари), ее свиты и ее полицейского окружения во главе с Штайпом (расшифровка: ШефомТАЙнойПолиции, арт. Андрей Гусев). Не в сказке сказать и не пером описать, сколько испытаний приходится пройти героям, прежде чем им удается обрести в финале гитару – символ рок-н-ролла, олицетворение смелости и свободы духа. Молодые люди находят ее на развалинах того, что некогда было стадионом Уэмбли. Много лет тому назад, в пасхальный понедельник 20 апреля 1992 года к коллегам Фредди по группе – Брайану, Роджеру и Джону - присоединились многие мировые звезды и на сцене, воздвигнутой на стадионе Уэмбли, состоялся грандиозный концерт памяти великого артиста. Стадион был забит до отказа, а по телевидению этот концерт посмотрело более миллиарда зрителей. И вот откуда-то, словно бы вырываясь из глубин генетической памяти Галилео и Скарамуш, начинают звучать мелодия и слова «We will rock you…», подхваченные зрителями (конечно, и Мэй, и Тэйлор, сидевшие в зале привыкли к подобному, но, хочется думать, что наблюдать это им было приятно…).
Тодуа и Максимова стали настоящими героями премьерного показа. Оба пришли в театр через открытый кастинг. Давиду 25 лет, родился в Сухуми, играл в школьной рок-группе. Потом – Украина, Сибирь (выпустил в Кемерово сольный альбом), Самара. Гастролировал с сольной программой. Наконец – «We Will Rock You»… Елена из Севастополя. В шесть лет уже играла на фортепиано. В одиннадцать – солистка вокальной группы «Мульти-Макс». С конца 90-х годов училась в Севастопольском Техничес­ком Университете (факультет иностранных языков) и, параллельно, в Черномор­ском филиале РАТИ на отделении музы­кального театра. Последние годы – солистка Оркестра Штаба Черно­морского Флота. Выступала во Франции, в Италии. Профессиональная переводчица и удивительно пластичная артистка.
Вообще, с успехом выступила вся команда солистов: мы услышали сильные русские голоса, свободно позволяющие раскрыть драматизм рока. Великолепны были бэк-вокал и музыкальная группа. Всех по именам перечислить невозможно, остается поклониться дирижерам Станиславу Курбатскому и Алексею Ходорченкову.
Самое слабое место спектакля – его русский перевод. Понятно, что Михаил Мишин – профессиональный писатель-юморист и чтобы стать драматургом Островским или, скажем, Ряшенцевым (автором русской версии обожаемого молодежью мюзикла «Метро») ему надо было бы родиться заново. Но шутки зачастую настолько уже «ниже пояса», что начинаешь чувствовать себя зрителем «Аншлага», только вот кнопочку на телевизоре нажать нельзя…
Что дальше? А дальше полтора года работы в Театре эстрады с мюзиклом «Мы вас качнём!» Две недели этот спектакль, потом декорации разбираются; следующие две недели – репертуарные спектакли Театра эстрады. И все сначала!
Аркадий Петров
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Вс Июн 28, 2009 7:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Журнал «Джаз.ру» # 6 за 2007 г.
Матералы памяти Аркадия Петрова.

Алексей Баташёв пишет:
«... В качестве первой своей работы Аркадий Евгеньевич выбрал Всесоюзное радио, где его, консерваторца, бросили на самый трудный участок – в молодёжную редакцию, разбираться с джазом, твистом, роком и т.д. Петров начал с составления собственной фонотеки: он стал записывать в радийной студии джаз-ансамбли, а порой и то, что ему нравилось из молодого рока, прежде всего АЛЕКСАНДРА ГРАДСКОГО. Разумеется, он записывал всех бесплатно. Отдельные ансамбли он составлял сам...»

http://jazz.ru/jazzru/0607.htm
http://readoz.com/publication/read;jsessionid=D8F1F255D8C440B226061733E228B38B?i=1003711
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Коллега Пруль



Зарегистрирован: 26.08.2007
Сообщения: 7

СообщениеДобавлено: Вс Авг 02, 2009 1:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Боже мой, как нелепо представлять себе Ряшенцева по «Метро»! Да он же фактически национальный герой по части мюзиклов: «Три мушкетёра», «Аргонавты», «Рецепт её молодости» да мало ли ещё что.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег Петухов
Патриарх форума АГ


Зарегистрирован: 10.01.2006
Сообщения: 456

СообщениеДобавлено: Вс Авг 02, 2009 3:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Видимо, и с "Метро" неплохо получилось.

Нелепее, однако, рОвнять себя с Аркадием Евгеньевичем
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Gradsky.com -> Новости АГ Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group