Настроение Средневековья


Всегда имелись разные представления о европейском обществе эпохи Средних Веков. Часто его воображали гораздо более религиозным и косным, чем оно было на самом деле. Иллюстрированные манускрипты помогают увидеть каким был тот мир


В XVIII-XX в.в. был широко распространен взгляд на средневековую Европу как на культуру главным образом религиозную. В зависимости от отношения к церкви, общество воображалось либо возвышенно аскетическим, духовным, полным веры, либо косным, мрачноватым, бредущим в полусне суеверий и заблуждений.

Многие письменные источники и артефакты, оставшиеся от Средних Веков, как будто подтверждали мнение о невероятной роли церковного в жизни той эпохи. Однако постепенно начали превалировать более реалистичные представления. Ведь, если присмотреться, даже сугубо религиозные тексты нередко полны намеков, а временами явных и пространных изображений совсем другой жизни, других настроений.

Музыка Средневековья В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение, крупнейшими представителями которого являются Ноткер и Туотило), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). Зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от функций обслуживания церковных обрядов, усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

Сложно решить, что лучше всего отражало эту сторону средневековой жизни: рыцарские турниры, университеты, замки, балы или может поэзия менестрелей. Для иллюстрации все же можно выбрать один пример: книжную миниатюру Высокого средневековья. Красочный, совсем не мрачный, полный жизни мир той эпохи отразился в ней так, что не оставляет никаких сомнений на свой счет.

Иллюстрированные манускрипты характерны для всего Средневековья (причем, не только европейского). Но наиболее совершенные образцы относятся к XIV-XV векам. Можно выделить и регионы, где к этому виду искусства был наибольший интерес и где были созданы самые известные образцы. Это Франция, Нидерланды, Бургундия, Англия.

Великолепный часослов герцога Беррийского

Одним из самых прославленных иллюстрированных манускриптов всех времен является часослов, заказанный Жаном I, герцогом Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам в 1410 - 1411 г.г. Позже он был назван «Tres Riches Heures du Duc de Berry», что на русский язык обычно переводят как Великолепный часослов герцога Беррийского либо «Роскошный часослов герцога Беррийского».

Сам по себе часослов был необходим для вполне практической задачи: помочь ориентироваться когда и какие молитвы следует совершать. Поэтому часослов включает в себя календарь со всеми необходимыми сведениями. Например, поскольку церковное исчисление времени плотно связано с лунным календарем, он содержит схему, по которой можно определить место любого календарного года в метоновом цикле.

Иллюстрации представляют собой украшение достаточно утилитарной вещи, которые в глазах всех владельцев подобных книг, однако, и являлись главной ценностью. А сам часослов служил скорее поводом для их создания. За работу над миниатюрами такого уровня всегда были готовы платить солидные деньги и с самого начала украшенные ими книги были объектами коллекционирования.

Среди миниатюр часослова герцога Беррийского наиболее известен цикл «Времена года». Он состоит из 12 иллюстраций, на каждой из которых изображены события повседневной жизни той эпохи, характерные для соответствующего месяца года. Там есть и развлечения знати, и работа крестьян. Ни те, ни другие не выглядят изморенными аскезой или суеверными страхами.

Заключение

Несомненно, как и всегда, людей занимали не только веселье или труды, имелось место и для каких-то серьезных размышлений. Самое жизнерадостное общество интересовалось не только турнирами, балами или красочными светскими миниатюрами. Сохранялся интерес и к менее праздничным текстам, дошедшим из Раннего средневековья: «Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком», как пример.

Однако на иллюстрациях средневековых книг, как через приоткрытое в тот мир окно, видно, что не созерцание и молитвы, а активная деятельность составляла основную часть жизни человека того времени, иной раз даже если он был монахом. И сегодня современное человечество возможно гораздо ближе к пониманию того человека, чем представители Индустриальной эры были способны во второй половине XIX - начале XX в.в.

Тэги: великолепный часослов герцога беррийского, роскошный часослов герцога беррийского, tres riches heures du duc de berry, словопрение высокороднейшего юноши пипина с альбином схоластиком, средневековье, средние века

Страница сгенерирована за 0.000479 секунды

и звучит музыка! Это событие Всегда имелись разные представления о европейском обществе эпохи Средних Веков. Часто его воображали гораздо более религиозным и косным, чем оно было на самом деле. Иллюстрированные манускрипты помогают увидеть каким был тот мир порясло мир.

На главную Пресс-релизы