Just advertisingI sell only their own labor. Sale of his life. In a capitalist society I live in the age of 14. Around me the market relations... Read more - Google намерена строить сеть из Воздушных шаров. Songs on the music and arrangement. So, it all started with the «Skomorokhov» in 1966, where you played with Gradsky, Buynova and Shakhnazarov. What began themselves «Skomorokhs»? Чистящие и дезинфицирующие средства мешки для мусора москва and the music!



Александр Градский: «Мир стал доступнее, но…»

Беседу вел Николай Свистун

"Сто дорог"
ПоСТОялец 2003 г.
Мир стал доступнее, но… - Александр Градский
Фото: Cергея Бабенко

Матершинник, скандалист, гитарист, вокалист, композитор, поэт… и все в одном лице? Не многовато ли?
Когда разговариваешь с Александром Градским «вживую», понимаешь, что нет, не многовато, скорее маловато. И очень похоже, что «трехоктавный диапазон» — это характеристика не столько его уникального голоса, сколько натуры, характера.

— Существует стереотипное представление о композиторе как о человеке, который сидит дома и пишет музыку, и не менее стереотипное — о певце или артисте, проводящем большую часть времени на концертах и гастролях. Как проходит ваша жизнь?

— У меня — странно. Пополам. Правда, сейчас уже не так интенсивно. Раньше я очень много записывался и очень много гастролировал. Но невозможно постоянно жить в таком режиме, какой у меня был в 25 лет.

— Тогда вы ездили много?

— Я закончил ездить «по-настоящему» в 1989-90-м. Мне удалось лет пятнадцать без перерыва давать большие концерты во дворцах спорта — порой по десять-двенадцать, а то и по двадцать в каждом городе.

— География гастролей?

— Весь Советский Союз.

— Любимые гастрольные маршруты?

— Киев, Питер, Одесса, Свердловск, Новосибирск, Челябинск… Бывало, публика в большом зале реагировала очень остро, будто в маленьком, — когда буквально чувствуешь «дыхание зала».

— Вам приходилось выступать и за рубежом. Чем отличается публика там и здесь?

— Здесь люди, конечно, лучше понимают, о чем ты поешь. Другое дело классика. Она понятна всем и в Японии, и в Германии, и в США — словом, где бы я ни выступал.

— А отдыхать получается регулярно?

— Нет, в последнее время совершенно не получается. А новизны очень хочется, и я завидую многим своим друзьям — у них почему-то находится время поехать в Индонезию или на какие-то другие острова. Боюсь, что помру и не увижу, например, Китай. Мир стал доступнее, но сам становишься старше и тяжелее на подъем, возникают неурядицы, проблемы, которые нужно решать. А поскольку решаю в семье все я один, то никакой возможности дать себе передохнуть нет. Мои дети видели уже больше, чем я, потому что ездили за границу и со мной, и без меня…

А раньше был любимый маршрут — по Средиземноморью на пароходе. Один день работы — концерт для туристов — и две недели я с семьей мог кататься по Средиземному морю. В каждой такой поездке мы всегда заходили в итальянские порты.

— В одном фильме сказано, что «у итальянцев особые голоса». Вы с этим согласны?

— Да, но не особые, а просто свои, как и у русских. Во-первых, южный климат оказывает влияние на голос — смягчает его. Во-вторых, есть итальянская школа пения. Педагог показывала мне все то, что я теперь использую, когда пою итальянские песни.
Ведь бельканто — чисто технический прием.

— То, что вы называете «цирк»?

— Нет, цирком можно назвать то, чем я занимался, исполняя в Большом театре партию Звездочета. (В опере «Золотой петушок». Самая технически сложная партия на оперной сцене. — Н. С.) Но это не бельканто — это русская музыка. Ведь итальянцы не могут петь русскую музыку так, как надо, — этого стиля «рваного», эмоционального у них нет, не приучены. Я же могу петь немецкую музыку, чего не умеют ни русские, ни итальянцы, могу петь итальянскую, ну и, конечно, русскую. Просто я самостоятельно этому учился.

— В вашем интервью 1997 года прочитал, что «большой человек Градский живет в маленькой квартире», в 99-м — писали, что «голос Градского долго гуляет по просторам его апартаментов»…

— Да, я переехал в совершенно роскошные апартаменты, а раньше у меня была маленькая квартира, 55 метров. Я долго делал ремонт в большом помещении, которое приспособил под мастерскую и под жилье.

— Вы считаете свою жизнь устроенной с бытовой точки зрения?

— Фантастично. Мало кому удалось так хорошо ее устроить. Что значит быт? Зарабатываешь — есть быт, не зарабатываешь — значит, быта нет. И потом — было бы желание. Я, например, уже восемь лет строю дачу. И вот вокруг все уже построились, пьют вино и шашлыками закусывают, но и я хорошо устроился — хожу к ним в гости.

— Александр Борисович, а если пришлось бы уехать из страны…

— Как это? Эмигрировать? Что значит «пришлось бы»? Был бы очень удивлен, если б это произошло. Я себя чувствую русским. Здесь все знакомо — можно общаться с любым, даже находящимся в невменяемом состоянии или просто социально далеким от меня человеком — и не ощущать раздражения.

— Ведь когда-то многие из тех, кого считали «столпами русской культуры», вынуждены были уехать…

— Столпы русской культуры? Вот отъедешь до Владимира — и там уже никто не знает, кто это такие. Например, мы с вами знаем, кто такой Велимир Хлебников, а для кого-то он никто…

— Говорят, в России две беды — дураки и дороги. Вы от какой больше страдаете?

— От дорог, конечно. Дурака можно не замечать, да и избавиться от него легче, чем от плохой дороги. Ведь если дорога плохая, деваться некуда.

— То есть дураки вам не мешают в строительстве театра… Каким вы его себе представляете? Когда открытие?

— Полагаю, это будет хорошее здание с хорошей аппаратурой. Театр с традициями. Что касается открытия… Через полтора года. Я так все время говорю. Год назад говорил, что через полтора, полгода назад — то же самое. Сроки постоянно сдвигаются. Но я не слишком переживаю — строит-то город.

— А если градоначальник сменится?

— Надеюсь, что в ближайшее время этого не произойдет. Ведь Лужков своего рода крестный отец этой идеи, главная «пружина». Ну а если уйдет… Думаю, моего авторитета хватит, чтобы убедить следующего мэра. Если же нет — займусь чем-нибудь другим, буду кино снимать.

— У вас есть замечательная песня, посвященная В. С. Высоцкому. Однажды на вопрос, чего ему хотелось бы, он ответил: «Чтобы помнили». А для вас это важно?

— Когда-то я отвечал так же, а сейчас не знаю, что сказать. Причем Высоцкий говорил еще: «Чтоб везде пускали». (Смеется.) Чтобы помнили… Ну какое это будет иметь значение, когда взглянешь с последним вздохом на стенки больничной палаты или своего дома и поймешь, что уже все кончается…

— Вы говорили, что место в истории вам как певцу гарантировано…

— Скорее как цирковому деятелю, то есть «технарю» с диапазоном голоса в три октавы. А как певцу, как поэту — большой вопрос. Вот я недавно купил книжку Баркова — там мат-перемат... Судите сами — двести лет стихам, и поэт плохой (хотя интересный), а я купил его книжку…

— О мате. У вас стойкая репутация большого почитателя этого вида устного народного творчества — и большого мастера…

— Нет, так, как Барков, я не смогу. А та глупость, которой занимаются наши депутаты… Мне понравилось, как на одном заседании, практически об отмене мата как такового, они вполне нормально матерились, только и слышалось «пик-пик» — это очень смешно! (Хохочет.)

— Если хочется почитать хорошую литературу — чьи книги берете с полки?

— В последнее время Набокова, а еще Булгакова — по нему сейчас делаю работу (опера «Мастер и Маргарита» — Н. С.). Думаю начать ее записывать. Боюсь, что еще несколько лет, и мне уже не спеть ее будет технически — голос сотрется.

— Есть в репертуаре любимое произведение?

— Нет.

— Найдется ли артист, который ответит: «Есть»?

— Такое только дурак может сказать. Нормальный человек такой глупости не скажет. Зачем тогда петь остальное? Есть вещи, которые в данный момент петь хочется, есть вещи, которые просто надоели. Например, песня «Как молоды мы были…» Надоела! 27 лет ее уже…

— И больше ее не поете?

— Как же! С нее и начну!