Just advertisingI said, «Or I wrote the music for the film and get four of them, or I take my song, and fuck you with your film.» And hung up. Ohrenevshy Andron three days running, for some directors, beat his fist on the table and yelled: «I am. Do not know anything, he dork, but I want his stuff.» Three days later I signed with a valid contract. In '23 I became the youngest composer who wrote music for the film... Read more - Songs on the music and arrangement. So, it all started with the «Skomorokhov» in 1966, where you played with Gradsky, Buynova and Shakhnazarov. What began themselves «Skomorokhs»? and the music!



30 лет как «Сябры»

Сергей ШАПРАН

30/01/2004

"Белорусская деловая газета">

Еще в декабре прошлого года ансамбль «Сябры» большим концертом во Дворце Республики начал праздновать свое 30-летие. И будет продолжать делать это весь 2004 год. Тем более что именно весну 1974-го «Сябры» считают временем своего рождения. О том, как все начиналось, корреспонденту «БДГ» рассказал бессменный художественный руководитель ансамбля Анатолий ЯРМОЛЕНКО.


50 грамм для голоса

— В честь 30-летия вы только в Минске даете концерт?
— Нет, еще в позапрошлом году нас пригласили выступить в Кремлевском Дворце. Но я предложил перенести концерт на март 2004 года. Впереди у нас Москва, Киев, Кишинев, Прибалтика. Думаем провести гастрольный тур и по Беларуси.
— И кто будет вашими гостями в Кремлевском Дворце?
— Согласие участвовать дали Лариса Долина, София Ротару, Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров. В общем, все звезды первой величины. Но я не хочу, чтобы было много российских исполнителей. Иначе сначала мы споем две песни, затем три песни споют те, еще три эти, и получится, как всегда. Уж лучше я привезу в Москву кого-то из наших молодых артистов. Однако это требует больших финансовых затрат. Если Министерство культуры поддержит, тогда наш замысел может осуществиться.
— А что министерство?
— Я недавно говорил с министром — он обещал помочь. Поддерживают и представители Администрации президента…
— Сейчас вернулась мода на ВИА. Но в отличие от большинства советских ансамблей вы никогда не распадались.
— Да, действительно на сцену сейчас вернулись многие наши коллеги, которых я не видел лет десять. Правда, некоторые уже потеряли форму. Мы же в этом смысле уникальны, поскольку никогда не распадались, не делились и соответственно никогда не возрождались.
— К тому же у вас в отличие от многих сохраняется голос. Как вы его бережете?
— Надо постоянно быть в работе. Голос — это как мышцы. Если человек не тренируется, мышцы становятся дряблыми. И потом, надо вести здоровый образ жизни. Голос требует внимания к себе. Нельзя перегружать его, курить…
— А выпивать?
— Иногда это даже помогает. Когда чувствую, что связки не звучат, могу позволить себе перед выходом на сцену прополоскать горло 50 граммами коньяка.
— Именно прополоскать?
— Коньяк ведь дорогой напиток, не выплюнешь его — жалко. А глотнешь — и глаза начинают блестеть!

А для души — «Би Джиз»

— Так вы считаете, что ваше время уже пришло?
— Не думаю. Но ты ж понимаешь, самое печальное, когда артиста начинают либо жалеть, либо уважать за прошлое. А у артиста должно быть будущее. Да, кому-то, может, не нравится, как я пою или наша музыка вообще. Это другой вопрос. Я сам, кстати, люблю совсем иную музыку. И «Сяброў» слушаю только, что называется, по работе.
— А что вы сами слушаете не «по работе»?
— Люблю весь «Би Джиз», «квинов», «Оркестр Махавишну».
…Мы все немножко битломаны
— Если вернуться к истокам… «Сябрам» же предшествовал еще 1969 год, ВИА «Сувенир»?
— Я как раз заканчивал службу в армии в Баку, когда приехал директор Гомельской филармонии и пригласил меня в «Сувенир», где уже работали Александр Градский, Саша Буйнов и барабанщик Полонский, позже ушедшие в ансамбль «Веселые ребята». И вот, едва демобилизовавшись и сбросив военную форму между Майкопом и Краснодаром, я сразу отправился на концерт и два месяца затем ездил вместе с этим коллективом на гастроли. И куда бы мы ни приезжали, моментально на наши выступления собирались все местные битломаны, поскольку Буйнов и Градский были просто помешаны на «Битлз»! Они в каждой гостинице, где мы останавливались, открывали окна, ставили «кинаповские» колонки и «валили» «Битлз»! Народ толпами стоял под окнами!.. Потом, когда Градский поступил в «Гнесинку», а москвичи вернулись к себе домой, я взял в «Сувенир» несколько музыкантов из Баку и своих друзей-гомельчан. Правда, вскоре наш коллектив расформировали и сделали «Песни над Сожем». Это произошло в 1971 году.
— А сами-то вы битломаном были?
— Все мы тогда «торчали» от «Битлз». Но Градский с Буйновым в этом смысле были самыми крутыми! Они знали о «Битлз» все: от и до! Я же еще любил Рэя Чарлза и перепевал весь репертуар Ободзинского, Утесова, Трошина, Бернеса. Позже стали нравиться «Би Джиз». А еще Чеслав Неман! Так, как он пел, поверь, никто не пел! Позже меня поразила рок-опера «Орфей и Эвридика» Журбина. И, конечно, не забуду гомельский концерт «Песняров». Но, вообще говоря, именно «Песняры» подвигли нас к созданию нашего коллектива.

Любимое имя — Алеся

— Вы никогда не исполняли социальных песен.
— Нам никто никогда ничего не запрещал. Может, мы считались благонадежными? Ведь мы пели про «сцяжыначку», про травинку, про Родину, про хатку. Очень много было песен с женскими именами: «Алеся», «Кася», «Марыся», «Алена», «Зося».

— А какое самое любимое женское имя?
— Алеся. Наверное, потому, что когда-то мне понравилась купринская Алеся, потом уже я был очарован Мариной Влади в фильме «Колдунья». А как раз в это время Олег Иванов предложил мне спеть «Алесю». Я очень обрадовался и даже бородку отпустил под впечатлением от героя из «Колдуньи».
— Почему ж вы дочку Алесей не назвали?
— Дело в том, что еще раньше мы с супругой решили назвать будущих наших детей старославянскими, княжескими именами: сына — Святославом, дочку — Ольгой. А имя Алеся ломало все наши планы! Тем не менее все равно мы с самого детства называли ее Алеся, Олень. Хотя, наверное, надо было сразу так назвать…

«Раньше боялись, что девушки откажут…»

— В одном интервью вы сказали, что «Алеся родилась за кулисами». Это правда?
— Ну то, что зачата она была там, это точно. Не в буквальном смысле, но на гастролях. Ведь моя жена ездила вместе с нами постоянно. Она всегда помогает нам. Сначала была звукорежиссером, потом — осветителем в «яме» перед сценой. Во время одного концерта в Казахстане смотрю в эту «яму», а к жене пристает пьяный электрик. Мне пришлось, прервав концерт, отбить непрошеного поклонника!.. После выступления местные ребята решили отдубасить нас. Но мы схватили шесть микрофонных стоек: «Кто первый шаг сделает — раздробим!». Вызывали милицию…
— Сегодня «Сябры» из-за девушек дерутся?
— Что касается старших «сяброў», так у нас уже такой возраст… Раньше боялись, что девушки откажут, а теперь боимся, что согласятся. (Смеется.)

«Нет шубы? Зато будем песни слушать»

— Очевидно, именно супруга была первым слушателем ваших песен?
— Конечно. Когда в 1990 году мы переехали из Гомеля в Минск, мне пришлось продать все, что у нас было, чтобы купить за сумасшедшие деньги — 35 тысяч! — восьмиканальный магнитофон и микрофон.
— И что продали?
— Я тебе скажу: телевизор продал, видеомагнитофон… два видеомагнитофона!
— «Три серебряных портсигара»… Анатолий Иванович, вы сейчас говорите, как герой Этуша в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»!
— (Смеется.) Но я действительно продал два видеомагнитофона: «Электронику» и Panasonic. Еще продал пыжиковую шапку и дубленку, которые мне выделили по разнарядке Гомельского обкома. Выделили по госцене — я продал подороже. Правда, потом Рая сказала: «У меня шубы нет». — «Ну, ничего, — ответил я. — Зато будем песни слушать». Это, кстати, я до сих пор ей говорю.
— Последние 15 лет ваша супруга работает в «Сябрах» костюмером. А чем занят сын?
— В «Сябрах» он уже 17 лет. Святослав — клавишник и гитарист, но сейчас в основном занят в студии мастерингом и всеми компьютерными делами. Например, сайт www.syabry.com — его рук дело. Я с пяти лет приучил его к компьютеру.
— А, кстати, супруга по-прежнему без шубы ходит?
— (Ярмоленко кричит жене: «Рая, у тебе есть шуба или нет?») Она говорит, что нету. Мы покупали ей когда-то шубу, но пора менять. Однако не получается пока — все деньги приходится тратить на аппаратуру. Мы же не государственный коллектив, поэтому практически все, что зарабатываем, вкладываем в аппаратуру. А иначе не выживем — заработков-то сейчас не очень много…