[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] [Аудио] [Видео]

Александр Градский:
Готов спеть Мастера, но не Маргариту

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ РОК НЕ МЕНЕЕ ПОПСЫ УЖАСАЕТ СВОЕЙ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬЮ, СЧИТАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ МУЗЫКАНТ

Садчиков Михаил


По материалам: Trud.ru

№ 37 за 03.03.2006

Недавно Александр Градский записал в студии первые фрагменты своей оперы “Мастер и Маргарита”. В последние годы музыкант нечасто балует нас новыми произведениями, тем более такими крупными. Да и это сочинение отнюдь не назовешь скороспелым: работать над ним автор начал без малого тридцать (!) лет назад. Тем более захотелось узнать: что же все-таки готовит зрителям мэтр отечественного рока?

- Александр Борисович, ваш “Мастер”, наверное, будет выдержан в рок-стилистике?

- Пока не могу однозначно сказать. Там элементы самой разной музыки. Честно признаюсь - я в смятении, в каком не бывал давно. Записал несколько фрагментов, которые звучат минут двадцать и составляют… один процент всего материала.

- Означает ли это, что опера будет идти больше суток без перерыва?!

- Я понимаю, что это невозможно, но и отказываться ни от чего не решаюсь. Все мне кажется важным. У меня не получается так, чтобы сел, сочинил партитуру и потом записал в студии. В процессе записи многое меняется, возникают сомнения: нужен этот эпизод, не нужен? Хорош текст - нехорош? (Градский еще и соавтор либретто, вместе с Павлом Грушко. - М.С.). Ну а что вы хотите - это же “Мастер и Маргарита”! Такой сюжет запросто в руки не дается…

- Вы по-прежнему рассчитываете, что Воланда споет Дмитрий Хворостовский?

- Я ему предлагал. И в свое время он проявлял такое, я бы даже сказал, рвение. Правда, когда последний раз мы встретились, этого рвения у Мити уже не наблюдалось. Он сказал, что очень занят… Ну что делать, я “перепридумал”: теперь сам буду Воланда петь. А заодно и Мастера, и Иешуа! Под это я подвел “идейную” базу: раз Мастер - автор рукописи о силах Света и Тьмы, то, стало быть, эти два противоположных начала присутствуют в его душе, т.е. Мастер представляет себя то Иешуа, то Воландом. Вот такая штука. И мне это показалось намного интереснее, чем традиционный путь. Хоть и пришел я к такому решению не от хорошей жизни, а потому что классного певца-баритона нет, хоть застрелись!

- Может, и Маргариту споете?

- Нет уж (смеется). Если Анна Нетребко (знаменитая солистка Мариинского театра. - М.С.) согласится, буду очень рад. Она произвела на меня огромное впечатление. Когда впервые ее увидел и услышал, мне хватило трех-четырех фраз, чтобы понять: Маргарита!

- Вы почти прекратили писать киномузыку, а между тем когда-то песни Градского способствовали большому успеху фильма “Романс о влюбленных”…

- И что с того? Все меняется. Когда-то я был фаном Тарковского, а сейчас перестал считать его ленты киношедеврами. Ведь не всякие движущиеся картины, пусть даже и интеллектуально подкрепленные каким-то философическим замыслом, суть кино… Из того, что недавно снято, мне нравится… “Матрица”. Правда-правда! Сижу перед экраном, и мне не скучно. Ведь кино уже давно стало прежде всего развлечением. Мне даже кажется - оно, по сути, и не было искусством или было им очень короткий промежуток времени. Вы скажете - а как же Чаплин, Антониони, Бондарчук?.. Да, в какой-то момент интеллектуальный уровень развития публики, ее стремление познавать не только внешний, но и внутренний, духовный мир человека, совпали с высокими устремлениями тех великих мастеров. Но ситуация изменилась, и “великое кино” осталось в прошлом. Не то чтобы устарело, нет, мы его с удовольствием смотрим - как смотрим, например, полотна Рембрандта. Но никому же не приходит в голову писать картины в манере старых голландцев. Нынешнее кино - это персонажи Шварценеггера, это “Властелин колец”, “Звездные войны”, “Основной инстинкт”… К чему такому кино композитор по фамилии Градский?!

- Как патриарх отечественного рок-н-ролла, вы, разумеется, поддерживаете войну Юрия Шевчука с попсой?

- А что, Юра действительно ведет такую войну?

- Ну он же утверждает, что попса угрожает духовному здоровью нации…

- Могу с ним согласиться. Но мне эти “войны” кажутся смешными.

- Почему? Неужели вас самого примитивная попса не “достала”?

- “Достала”. Будь моя воля, практически никого из тех, кто нынче считается успешными попсовиками, не подпустил бы к сцене на пушечный выстрел. Слава Богу, у меня нет такой власти: пускай все цветы цветут… Но вообще-то ситуация мрачная. Смотрю на афиши в Москве, Питере, других крупных городах и не понимаю - зачем я в Гнесинском институте вокалу учился, если в лучших залах выступают люди, не умеющие ни петь, ни двигаться по сцене. А публику они вполне устраивают…

- Ну вот наши рокеры с этой попсой и борются - что ж тут вас смешит?

- Смешит то, что наша рок-музыка сама уродлива, как уродлив весь современный мир. Да и не музыка это вовсе, не стихи. Какой-то публичный “выплеск”, не более того. Я не беру “стариков” - Макара, Бориса (Андрея Макаревича и Бориса Гребенщикова. - М.С.) - они свою музыку сделали. Хороша она или плоха - другой вопрос, но их имена - бренд. Однако их всего четыре-пять. А о движении можно говорить только тогда, когда оно массовое, когда есть разнообразие стилей, индивидуальностей и когда эти индивидуальности развиваются. Но наши рок-классики все в свою прежнюю дуду дуют. Что Андрюша, что Боря, что Кинчев… Никакой разницы с тем, что играли пять или десять лет назад. Ну да, у каждого из этих людей есть свои фирменные примочки: один, скажем, изображает из себя гуру, другой любит варить суп перед телекамерой, третий рядится в красно-черные цвета, четвертый выставляет себя борцом с попсой... Все это внешний имидж, не более того. Пиар, нужный для того, чтобы публика раскупала их пластинки, билеты на их концерты.

- Неужели все так просто, и “борец с попсой” Шевчук - на самом деле лишь один из людей шоу-бизнеса?

- А чем он так уж отличается от других? Глубиной идеологии? Яркостью поэзии? Самобытностью музыки? Или, может, он за свои концерты денег не берет? Телевидения сторонится?.. Настоящий художник тот, кто самостоятельно ставит перед собой творческую задачу, как бы сам себе “заказывает” проект. А артист массового жанра идет за вкусом публики. Поймите меня правильно, я вовсе не хочу сказать, что поп-музыка - это обязательно плохо. Вспомните, на каком высочайшем уровне работают Уитни Хьюстон, Сара Брайтман... Уж точно они в своем деле несравнимо профессиональнее практически всех русских рокеров. Так что бороться с поп-музыкой - вообще, по-моему, глупость.

- Александр Борисович, нынче вы выступаете в Кремлевском дворце съездов, в других престижных залах... Позабыли те рокерские времена, когда пели в клубах и кафешках?

- Да мне совершенно все равно, где петь, перед кем. Я считаю одним из своих самых памятных концертов тот, где участвовали Зыкина, Магомаев, Пьеха, Высоцкий, Ободзинский, Пугачева, Ротару... Сие супершоу случилось много лет назад в… Центральной московской бане. Зрителями были 50 банщиков! Всех нас, звезд-перезвезд, объединила высокая цель - “выбить” в пятницу время для помывки артистов. Ведь тогда в хорошую баню было так же трудно попасть, как в Большой театр. Вот и понадобилось массированно воздействовать на банный коллектив… Помню, в кульминации этого хит-парада, когда все уже не только напелись-наслушались, но и, как положено в бане, напились пива, сцену занял цыганский вокально-инструментальный ансамбль, почему-то исполнявший русские и еврейские песни, а в “Коробейниках” солировал (ну совсем театр абсурда) улыбчивый чернокожий парень! Вот уж натурально бал у Сатаны... А в другой раз я пел в шахте. Там тоже сидели человек 50, абсолютно черных, потому что прямо со смены, даже в душ не успели зайти. И ничего, слушали, хлопали… Так что плохих залов не бывает. И публики плохой тоже.

- Не считаете, что пора писать мемуары?

- Каждый раз, когда мне задают этот вопрос, машу руками: “Ни за что! Меня тут же побьют!” Понимаете, у меня слишком хорошая память. Уверен, не всем бы хотелось, чтобы я ее прилюдно ворошил.

- Но написал же Макаревич книжку о рок-н-ролльной юности…

- Уточню: романтическую книжку. Он и концерт начинал всегда так: “Дорогие друзья, девочки и мальчики!..”, т.е. сразу давал понять, что он зрителю - друг, товарищ и брат. Мой же подход иной - я знаю, что разбираюсь в музыке лучше, чем моя аудитория. Собственно, поэтому я на сцене, а она - в зрительном зале. Каждый на своем месте, это и хорошо.

- Можно сказать, что в музыке для вас заключен смысл жизни?

- Смысл жизни в том, чтобы находиться в постоянном поиске.

- Поиске чего?

- Смысла жизни, конечно. Но ни в коем случае его не находить - ведь тогда, значит, жизнь себя исчерпала.

- А такая штука, как успех, вас уже совсем не волнует?

- Сегодня показателем успеха артиста считается частота мелькания его физиономии на ТВ. Поскольку я редко появляюсь на голубом экране, то по этому признаку успех отсутствует начисто. В то же время на протяжении почти сорока лет я собираю сколь угодно большие залы…

- А почему ж стали на ТВ персоной нон грата?

- Да вовсе не стал, меня по-прежнему туда зовут, и не один канал. Но я сам не спешу идти. Это как у Шварца: стоит только зайти в эту контору, как через полгода станешь мерзавцем, и сам того не заметишь... Не скрываю: мне неприятно нынешнее ТВ. Я хочу, чтобы мне давали информацию и не навязывали комментариев, которые совершенно не убеждают. Обратите внимание: лучший телеведущий Владимир Познер крайне редко позволяет себе высказывать собственное мнение. Почему же шоумены, явно не обладающие его интеллектом, опытом и культурой, беспрепятственно занимают эфирное время собой и своей болтовней?

- С телевидением понятно. Ну а на сцену вы по-прежнему выходите с радостью, или это просто способ заработать?

- Для меня пение - физиологическое удовольствие. Часто спрашивают: “Чем займетесь, Александр Борисович, когда потеряете голос?” Обычно отшучиваюсь, хотя понимаю, что когда-нибудь же это произойдет… Но пока, слава Богу, не произошло. Вот сейчас достраиваю свой театр в Москве. Буду ставить спектакли, учить молодежь - дел хватит.


[Обсудить на форуме]
[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] [Аудио] [Видео] © Web Site. Vladimir Timinsky 1999-2008

Реклама: Wait UpdateTime