Сама жизнь
"Комсомольская Правда", 05 октября 1985 г.
- Александр Градский... О его творческой эволюции можно судить по долгоиграющим пластинкам, которые выпускает в свет фирма "Мелодия". Сюита "Русские песни" содержала столько замечательных находок, что, казалось, могла бы лечь в основу целого направления. Работа с серьезной поэзией привлекала его уже давно (вспомним песни "Скоморохов" на стихи Бернса, Асеева, Вознесенского...), но возникла потребность сделать это на качественно ином, не "песенном" уровне.
- Новая пластинка, вокальная сюита "Сама жизнь" основана на лирике Поля Элюара. Она разительно отличается от прежних, привычных работ Градского. Если его "ранние" песни отличали прежде всего эмоциональность и вокальная экспрессия, "Русские песни" - смелое, даже лихое музыкально-этнографическое экспериментирование, то в элюаровском цикле первый план суверенно занимает слово, лирико-философская концепция автора. Причудливые, непросто написанные стихи Поля Элюара, вместе с тем предельно откровенны, исповедальны.
- Автору нельзя отказать в изобретательности. Работая с белым стихом, при отсутствии привычной рифмованной законченности, есть от чего прийти в смятение - но Градского это скорее даже стимулирует, дает возможность поиграть с нестандартными, "нешлягерными" мелодическими решениями.
- И последний сюрприз - это пение. Всем известен диапазон голоса Александра Градского. Известно, что певец любит показать мощь своих вокальных данных и делает это излишне часто и не всегда к месту. Так вот, в элюаровской сюите Градский - почти в буквальном смысле - наступил на горло собственной песне и, сведя вокальную экзотику до минимума, предстал в качестве тонкого певца-декламатора.
- М. КРЫЛОВ