Мы не сладили с эпохою
Газета "КУЛЬТУРА"
12 февраля 1994 г.
- Вышел второй лазерный диск Александра Градского - "Несвоевременные песни". (Несвоевременныя, как видно, даже по написанию). Выпустило его МТКМО (загадочная для меня аббревиатура) с помощью японских коллег "дедушки русского рока". Спасибо г-дам И. Иокаяма, Ю. Масаи и Т. Такайя за первый японский диск Градского, который в России так и не появился, и за "часть" второго - вот его-то, слава Богу, кажется, доведется подержать в руках.
- К слову о "дедушках", многие крутые рокеры 90-х, стоит назвать имя Градского, удивленно приподнимают бровь: да какое он, дескать, отношение имеет к року - и тут же припоминают Пахмутовскую "Как молоды мы были" и "Яростный стройотряд". Ну, во-первых, понятия "русский рок" в природе не существует вообще, эту штуку надо кому-то было - и придумали. А во-вторых, уважаемые российские "рокеры", "вымокшие в советской луже", где вы, чуваки и чувихи, были, когда Александр Борисович, так году, к примеру, в 67-м играл хороший рок-н-ролл?
- Так уж случилось, что прошло почти три десятилетия творческой деятельности мэтра, написаны сотни замечательных и многими до сих пор не понятых (значит, несвоевременных) песен - а выпущено всего два СИ-ДИ... "Ах, время наше сучее, летучее, ползучее и прочее жулье"...
- Открывает свежий альбом А. Г. песня "Экспедиция", написанная в 1987 году - не знаю, слушал ли ее любимый Горбачев М. С., но это о нем и его интересной "экспедиции" в страну, где "больше социализма".
- Две песни 80-го года - "Песня о друге" и "Памяти поэта" посвящены Владимиру Высоцкому, с которым сам Александр, по его же признанию, при жизни не встретился. "Александру Сергеевичу Пушкину... и другим" - слышится голос Градского в элегии "О поэтах" (1981). "Лишь бы веровать, что где-то, через Лету и гранит, стих российского поэта чье-то сердце сохранит..." Не знаю, КАК кому, а мне стихи Градского сердце сохраняют...
- "Антиперестроечный блюз" написан в стиле классического чикагского блюза (1987). Сарказм и вечное ерничество Градского заставляют унять зевоту обывателя: "Видеопленки - в Союз писателей, пусть подрочит всласть, наша власть - говорить что угодно, при полном отсутствии прав..."
- Несколько лет назад Александр однажды весьма нелестно отозвался о песне ныне покойного Вити Цоя "Мы ждем перемен" - дескать, напрочь не принимаю рокерскую философию. Вот и была написана в 1987 году "Мы не ждали перемен": "...И вам их тоже не дождаться, но как же, братцы, удержаться от пустословия арен... давайте самовыражаться, не ожидая перемен"...
- "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта" (1978), если бы дошел "куда надо", не знаю, что те, "кому надо", сделали бы с Александром Борисовичем: "...Но Россия знает лучше, кто, когда и что получит, и на сей особый случай есть неписаный закон". Ничего не изменилось по большому счету, ибо до сих пор в России "дуракам закон не писан".
- Не знаю, что нынешние "рокеры" делали в 71-м году, - лично я ходил во Второй класс средней школы, а Саша Градский создал всесоюзный хит "В полях под снегом и дождем" на стихи Р. Бернса. Он вошел в плоть и кровь многих "семидесятников", остается в памяти (и поется!) до сих пор. Ну же, помните: "И если б дали мне в удел весь шар земной, весь шар земной, c каким бы счастьем я владел тобой одной, тобой одной..."
- Самая длинная песня (застольная, как мне кажется)- "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова": "Нечто нужны нам ИХ безобразия! Запад мы в телевизор видали, значит, правильно - визу не дали...". Это год 84-й.
- У каждого в жизни есть "свой" чердак, то есть чердак или уголок своего детства. Грустью по ушедшему детству веет от песни "Чужой мотив "...А Булат Окуджава в троллейбус вошел на ходу". Год - 86-й.
- "Мы не сладили с эпохою, потому что все нам... все равно, разгильдяи, плуты, рохли - невдомек, кому мы впрок" - это из последней песни, которую публично исполняет Градский, "Песни без названия". Она появилась в 91-м году, и такое впечатление, что А. Г. дал обет более песен не писать... "Эх, ребята, это мука, чтобы с голосом и слухом раздражать народу ухо, пробуждая слух и речь".
- Гений Градского, увы, пришелся не ко времени и не к месту. Если все будет нормально и мир окончательно не сойдет с ума к XXI столетию, следующие поколения еще оценят такое явление, как Градский, - не энциклопедическое ископаемое, в живого поэта и композитора будущего тысячелетия. Талант этого человека, как мне кажется, сегодня живет в одиночестве - не те времена и нравы. "Эй, держись, брат, веселей, прочь гони тоску-кручину... знай, на свете беды все от ерунды". Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 г. Остальное вы знаете..." - написано на конверте диска. Или скоро узнаете...
- Андрей ГОРБАТОВ