[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] [Аудио] [Видео]
"Очень буржуазный фильм…"

По материалам: "Трибуна"

25 мая 2004

Культовой кинокартине Андрея Кончаловского
«Романс о влюбленных»
стукнуло 30 лет.

Юбилей картины, потрясшей воображение целого поколения, отметили пышной столичной тусовкой всех, кто сделал эту звездную киноленту. Если вы помните, то тот далекий 1974 год стал счастливым для этой картины. В прокате фильм имел невероятный успех – его посмотрели 36,5 миллиона зрителей. Потом на XIX Международном кинофестивале в Карловых Варах «Романс о влюбленных» получил Гран-при – приз «Хрустальный глобус».
Одним из первых на памятный вечер прибыл в черном «Мерседесе» Александр Градский. «Романс о влюбленных» был первой кинокартиной, для которой певец написал сам музыку. Почти вместе на праздник приехали Елена Коренева и Владимир Конкин. Но особенно тщательно было срежиссировано появление создателя фильма Андрея Кончаловского. Гостям он явился в длинном зеленом плаще, широкополой в тон шляпе, из-под которой был виден только подбородок.
«Поднимите руки те, кто не видел фильм?» — с таким вопросом обратился к залу знаменитый режиссер. Поднялось где-то десять рук из ста. Значит, можно о чем-то говорить… Вспомнили, как в 1974 году в Италии на премьере фильма к Кончаловскому подошел Бертолуччи: «Андрей, я люблю тебя как режиссера, но ты сделал очень буржуазный фильм. Мы здесь, в Италии, боремся со всем этим, а у тебя одни гитары, длинные волосы и рок-н-ролл…» Сказал, а потом сел в свой красный спортивный «Мерседес» и уехал. «Хотел бы и я в ту пору быть коммунистом в Италии…» — ностальгически произнес Кончаловский. — «Но на самом деле он прав – это был очень смелый фильм по тем временам – Лена разделась почти догола, песни, любовь… Для молодежи этот фильм был как глоток воздуха!»
Несомненно, «Романс о влюбленных» — один из самых откровенных и самых выразительных фильмов Андрея Кончаловского. Сценарий, написанный Евгением Григорьевым, два года лежал на «Мосфильме» и пролежал бы больше, потому что никто не мог представить, как это снимать: белый стих, который очень трудно перенести на экран, так, чтобы это не выглядело банально. «Меня этот сценарий тронул интенсивностью чувств», — говорит Андрей Сергеевич. — «Когда я дочитал его до конца, то даже расплакался. Понял, что не снимать не могу. А потом родился и «ход» — показать жизнь цветную и черно-белую. Жизнь, где есть любовь и где ее нет… Мир-то чаще всего черно-белый, и нужно найти усилия, чтобы сделать этот мир цветным». Кстати, в сценарии герой Евгения Киндинова погибал. Но Кончаловскому это показалось слишком простым выходом. Говорят, мужество – это не броситься в пропасть, а удержаться на краю. Так и для Сергея мужеством было не умереть, а найти силы жить без любви… Конец фильма решено было изменить. Герой Киндинова должен был выжить и …жить!
Самым сложным, по словам режиссера, было найти главных героев. Кончаловский тогда пересмотрел всех известных актеров, но ни у кого не получалось просто, правдиво произносить фразы. «Все выходила какая-то фальшь». Первоначально играть главного героя должен был Владимир Конкин, но он показался режиссеру хрупким для роли Сергея, поэтому в итоге ему досталась роль младшего брата главного героя. А вот героиня… Ее было найти еще труднее. «Мне хотелось, чтобы она была особенной, а что такое особенная – я и сам тогда не знал», — вспоминает Кончаловский. И вот мама Елены Кореневой, которая работала на «Мосфильме», порекомендовала дочь.
— Мне было тогда 18 лет. Я пришла какая-то грустная, у меня тогда была своя «любовная история», и мне, честно говоря, было все равно – буду я сниматься или нет, — говорит Елена.
— Во второй части фильма вашу героиню мало показывают. Вам не было обидно такое «забвение»?
— А зачем? У моей героини жизнь сложилась. Та Татьяна умерла – эта осталась.
— Вы обнажились на экране. В то время это было достаточно смелым шагом. Это потом стали не обнажаться, а раздеваться многие…
— У меня не было предубеждения против этого. К тому же раздевалась не я, а Татьяна. Это было снято очень красиво, все в таком романтическом флере. И я очень доверяла своему режиссеру.
Съемки фильма «Романс о влюбленных» вообще потребовали необычайных эмоциональных усилий – и режиссерских, и актерских, и операторских, и музыкальных. Музыку для фильма писал Александр Градский, он же исполнял все песни. Они во многом определили успешную судьбу фильма. Под эти песни влюблялись и соблазняли. Неудивительно, что пластинка сразу стала страшным дефицитом. Одна из моих коллег вспомнила, как «доставали» ее всем классом, как заслушивали до дыр, как плакали вместе…
— Я сделал 47 фильмов, но этот был первым, и я до сих пор его очень люблю, — сказал Градский. – Но вы не представляете, чего мне стоило быть в этой картине! Кончаловский мне поставил столько условий, бросил меня, как щенка, в воду – нужно было все делать сразу и быстро. Сочинять, записывать, аранжировать, петь. И еще попадать в мимику Киндинова, который петь не умеет. Помню, на «Мосфильме» очень отрицательно отнеслись к тому, что я работаю на картине — я же был как раз из этих рок-н-рольщиков, ходил патлатый и гордый, всех посылал куда подальше. Так Андрей, спасибо ему, ходил во все эти кабинеты и «отвоевывал меня», говорят, даже кулаком стучал. Говорил: «Да, он ненормальный, но он песни написал, которые мне нужны». Андрей принадлежал к другому миру, и стал меня потихонечку в этот мир перетаскивать.

Светлана ДЕМЕНТЬЕВА

[Новости сайта] [Дискография] [Все публикации...] [Форум] [Аудио] [Видео] © Web Site. Vladimir Timinsky 1999-2008

Реклама: Wait UpdateTime