Александр Градский

Форум неофициального сайта: www.gradsky.com
Предыдущее посещение: менее минуты назад Текущее время: 21 сен 2016, 11:22

Часовой пояс: UTC




 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Итоги «Голоса», взгляд зрителя.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2015, 09:59 
Не в сети
Лидер форума
Лидер форума

Зарегистрирован: 01 сен 2014, 07:10
Сообщения: 358
Я довольно долго собирался "порассуждать" об итогах "Голоса". В результате заканчивать статейку пришлось, не читая текст Александра Борисовича - "во избежание". Тем не менее, выкладываю это творение - о себе обещал, и другим. Естественно, о многом я не писал, чтобы не вылезти в "формат" небольшой книги :lol:но если будет вдруг нужно - добавлю какую-то часть. Судите как скажет ваш разум - строго или не очень ;)

Можно сказать, что программа «Голос» достигла промежуточного финиша. Какой она будет дальше и сколько ещё сезонов продержится – вопрос, по большому счёту, не очень важный сейчас, это, как говорится, «жизнь покажет».
А мне хочется подвести некоторые итоги – что мне дали три сезона «Голоса» как зрителю. Этих результатов несколько, и их можно разделить на три основные части. Я бы назвал их ориентировочно – просвещение публики в двух разных смыслах, и просто обогащение нашей эстрады. Выскажу свои мысли по порядку.

Итак, «Просвещение – 1».
Это самая очевидная сторона вопроса. Невероятно, но факт – несмотря на то, что мы живём в «информационное» время, пожалуй, едва ли не бОльшая часть нашей российской публики (общесссности (с) АБГ) практически не имеет представления о мировой музыкальной сцене.
Собственно говоря, эта ситуация отчасти понятна. Подавляющая часть аудитории всегда воспринимает то, что идёт в «прайм-тайм» по общедоступному телевидению. Активный интерес и поиск, в частности, музыки, в разных источниках – дело меломанов, вроде вашего покорного слуги, и молодёжи. Да и то, молодёжь в массе своей ищет то, что «ближе лежит».
Именно в этом смысле «Голос» сыграл огромную просветительскую роль. Это первая, и думаю, не только на моей памяти, программа, в которой можно было услышать и оперу, и мьюзикл, и традиционную эстраду, и джаз, и рок – песни из самых разных стран, причём в «прайм-тайм» на Первом канале! Когда ещё условная тётя Маша услышит и AC/DC, и арию куклы Олимпии?
Зрители узнали о существовании множества прекрасных песен на самых разных языках, а от этого один шаг до того, чтобы полюбопытствовать и о том, кто считается «основным» исполнителем этой песни. Думаю, многие его сделали, и это прекрасно.

«Просвещение – 2».
Это в немалой степени моё личное ощущение и моя личная учёба. Не сразу, но я понял, что одним из самых интересных моментов «Голоса» для меня были комментарии наставников, особенно на слепых прослушиваниях. В первую очередь, конечно, это оценки Александра Борисовича – он всегда более точен, конкретен в оценках. Весьма занятно было, после того как не понравилось чьё-то выступление, услышать комментарии мастеров, которые расшифровывали моё «не нравится», и в конце концов я поймал себя на том, что стал гораздо больше слышать и понимать.
Довольно забавно, и не скрою, приятно, когда ты учишься «читать» голос певца, как раньше учился читать книги. Конечно, до профессионала мне далеко, да и не является это моей целью, в конечном счёте, но всегда приятно узнавать новое. Да и сказать себе что-то вроде «для этого вокализа у неё проблема с «верхами» - и тембр жесткий, и дыхания не хватает» - тоже лучше, чем просто «не нравится».

Ну и наконец, такая очевидная вещь, как обогащение эстрады.
На самом деле надо говорить скорее о появлении в стране нормальной, а точнее – весьма сильной – эстрады, после долгого её отсутствия «в принципе». Причём, побывав за последние пару лет на многих концертах и послушав «живьём» десятка полтора «голосят», я позволю себе сказать, что такого созвездия прекрасных артистов одновременно не знала, пожалуй, эстрада и в советские времена. И, что меня опять же радует – эти артисты молоды, что сулит им долгую карьеру, а мне – возможность слушать хорошую музыку всю жизнь. Опять же, по крайней мере сейчас, у ребят нет традиционного «гадюшника», они нормально общаются, дружат, «гостят» друг у друга на концертах, пишут друг другу песни. И это не может не радовать, вместе им просто легче существовать в окружении того «удобрения», которое называлось у нас эстрадой, и прокладывать себе дорогу.


И дополнительно мне хочется поговорить о «притче во языцех», о том, что кидают в «голосят» со всех сторон, как журналисты, так и повторяющая за ними публика. Нет, я не о дерьме, я о каверах.
Вообще, отношение к понятию «кавер» выглядит для меня очень странным. Во – первых, никто во всём мире не «бежит кавера, аки чумы». Крупнейшие артисты исполняли и исполняют каверы – и ничего. Элвис Пресли, Джо Кокер, Элтон Джон, Том Джонс – перечислять можно часами. И это не молодняк, «выбивающийся» с клубного уровня, представленный на Голосе в первую очередь, это – реальные мировые звёзды. Да, у них есть (был) свой репертуар – но и многие годы успешной карьеры. Репертуар не падает с неба, особенно там, где двадцать лет не были востребованы нормальные композиторы.
Я много раз приводил в пример джаз и академическую музыку – никто не стесняется «каверить» «Пиковую даму» или, скажем, «Саммертайм». Однако, со временем я вспомнил, что в истории «академа» был период, когда говорилось, что «нет ничего более бесполезного, чем старая музыка». Этот период – Возрождение и раннее Барокко. Обычно через несколько лет после смерти композитора оставшиеся после него партитуры продавали… в качестве обёрточной бумаги в колбасные лавки. Представьте себе на минуту, что такая участь постигла Баха, Пёрселла, Вивальди…. Нравится?
А ведь современная запись, хотя и продлевает жизнь музыке, не заменяет живого концерта. Да и молодой слушатель с большой вероятностью пройдёт мимо даже самой прекрасной песни, если её сейчас не поют. Многие ли слышали «Вальс тысячи времён», пока его не показали Александр Борисович и чудесная Саша?

Я хочу на эту тему сказать две, пожалуй, вещи. Первая из них – давайте сравнивать то, что можно сравнивать. Говорить о том, что «у Дины нет таких песен как у Аллы Пугачёвой или Анны Герман» - детский сад. Сравнение станет корректным лет через двадцать, а сейчас я спрошу – где была та же Анна Герман в 23 года?
Давайте смотреть на вещи реально: начало рок-н-ролла в те же 60-е принесло ситуацию, когда талантливый музыкант и композитор может достичь раннего успеха. Но это НЕ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО, это только возможность. Тем более в России, где нет нормально развитой системы шоу-бизнеса. В среднем же и широкая известность, особенно для артиста со «взрослым» репертуаром, как та же Дина, приходит позже, и уж тем более репертуар набирается годами.

И второе, что я хотел сказать – давайте идти «от кавера к стандарту». Я использую принятый в джазе термин, так как он хорош и замены не требует. Пусть старые песни живут у новых певцов, новой жизнью. В Штатах есть такое понятие – «Great American Songbook», собрание Великих песен Америки. Проводятся ежегодные конкурсы молодых певцов, исполняющих эти песни, и проходят через эти конкурсы многие будущие звёзды, например та же Jane Monheit. Я видел её интервью об этом конкурсе, в котором она говорит, что это, помимо прочего, хорошая школа – и в исполнительском, и в общекультурном смысле. И я полностью с ней в этом согласен. Давайте не бояться петь хорошие старые песни. Это не только не мешает писать новые, но наоборот, помогает.

Собственно говоря, это всё, что я хотел сказать. Оговорюсь сразу, что тратить время на обсуждение нелепых творений газетчиков, а также на фразы глупцов, «принципиально» не признающих пения на разных языках, я не считаю нужным. Разговаривать надо с умными людьми, у нас на форуме их много ))


Вернуться к началу
  
 
 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Alexa [Bot] и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
Наши спонсоры: . Обратите внимание: