Самее самых
(Судьба и рок Александра Градского)
Продолжение...
- Ответы о Фокине и о "Гимне "Скоморохов" выглядели настолько "дипломатичными", что не было даже необходимости задавать какие-то дополнительные уточняющие вопросы. Действительно, "припевчик" для песни - такая же незаметная и несущественная мелочь, как и "минизмы"...
- - Саша, а кто руководил "Скоморохами"?
- - Вообще-то... никто не руководил. Я, конечно, немножко "поддавливал" в силу темперамента, но в "Скоморохах" - в составе: я, Шахназаров, Буйнов и Полонский - вообще не было "давиловки". Мы как-то с Буйновым все определяли...
- - А кто у вас финансистом был?
- - Ну я... Но я не был финансистом, просто на мне лежала ответственность за "выбивание" денег и их "дележку". В общем, мы брали все средства и делили их между всеми... Я за это отвечал лишь потому, что ребята считали, будто я могу "выбивать" гораздо сильнее, чем они. Они мне доверяли больше, чем себе,- они могли заработанное пойти пропить и прогулять... А я уж, если "выбивал бабки", то знал им цену и место. И потом есть еще один момент - я отвечал за аппаратуру, а ее нужно было чинить, для чего нужны были средства, и поэтому у нас был такой "общий неприкосновенный фонд", который я тоже держал у себя... В общем у нас в "Скоморохах" эксцессов на этой почве не было! Во всяком случае, я их не помню...
- - Что-то мы все о "Скоморохах" да о "Скоморохах", однако были ведь и другие яркие рок-группы?
- - Ну как? Я помню, и "Меломаны" были, и "Красные дьяволята", и лермановские "Ветры перемен"... Еще: "Рубит", "Рубитовая атака"... "Рубит" - значит "русский бит". И еще группа "Второе дыхание" - это Матецкий, Вайд, Сокол; позже к ним Алик Микоян пришел играть на гармошке. Ну, естественно, "Машина" тогда уже "цвела и пахла"... Была еще группа "Воскресение", которой во многих отчетах о тогдашнем времени - это мне самому приходилось читать - посвящаются очень хорошие слова. Лично же я в том "Воскресении" не вижу ничего особенного. Вот группа "Високосное лето" очень многое сделала для нашего рока.
- - А "Оловянные солдатики"?
- - Очень много сделали! Они и сейчас существуют! В том же составе и сейчас играют. Уже двадцать два года играют! Их "главного чувака" Юра зовут. Впрочем, их там двое заводил: Юра и Андрей, Андрей Ложкарев, кажется... Кстати, с полгода назад одну из новых песен "Оловянных солдатиков" я давал на Союз в своей радиопрограмме "Хит-парад Александра Градского"...
- Кто думает, что "Скоморохи" уже к началу 70-х перестали существовать или же... существовали лишь периодически, тот не прав! Такого не было!!! Мы существовали реально года до восьмидесятого... Просто год-два мы толком не играли, потому что у нас менялся состав, пока он окончательно не сформировался в следующем виде: я, Зенько, Васильков и Иванов. Эта команда записала все мои тринадцать пластинок. Знаешь? Эта группа существует и по сей день! И как раз группа "Скоморохи" в реальном виде - это то, что мы имеем на пластинках! А та группа, что была в составе: я, Лерман, Шахназаров и Фокин,- та группа теперь только в легендах осталась!
- - Саш, я собираюсь писать твой "литературно-художественный портрет"?!
- - Пиши!!!
- - В связи с этим меня интересует, как ты "вышел" на Андрона, на Андрея Михалкова-Кончаловского, в фильме которого "Романс о влюбленных" тебе было доверено писать музыку, которую, кстати, записали не "реальные", а "легендарные" "Скоморохи"?!
- - Произошло это совершенно случайно. Был такой и остается моим другом Аркадий Петров, который был хорошо знаком с композитором Мурадом Кажлаевым. А Мурада Кажлаева Андрон собирался пригласить для написания музыки к "Романсу о влюбленных". Но что-то случилось, и Кажлаев не смог взяться за это дело. Тогда Аркадий Петров, знакомый с Кончаловским, предложил меня, и моя судьба была решена! Можно даже сказать, вся моя дальнейшая судьба была определена этим решением с этой исторической для меня подачи Аркадия Петрова, который еще и гораздо раньше, в 71-м году, увидев меня на фестивале "Серебряные струны" в городе Горьком, где "Скоморохи" довольно прилично выступили, организовал мне возможность записываться на радио. Это, пожалуй, были самые первые мои записи. Кстати, и ряд последующих моих работ был записан благодаря все тому же Аркадию Петрову. Во многом именно ему принадлежит заслуга в том, что мне удалось записать "Саму жизнь" Элюара, "Сатиры" и, конечно, за счет этого скорее найти свое место на музыкальном поприще. Петров, хотя и не вносил в это дело деньги, фактически был продюсером продвижения моих песен, он организовывал для меня хорошие, профессиональные звукозаписывающие студии, и поэтому многие мои записи тех лет даже сейчас выглядят более качественными, нежели некоторые современные...
- - Стоп! Неожиданный вопрос: в Центральные бани продолжаешь ходить?
- - ??? Нет!!!
- - А чего? Мне приходилось слышать, что тебя там всегда ждут и встречают как генерала...
- - Ну ты давай дальше про что-нибудь спрашивай!
- - А я вот и спрашиваю то, что мне может понадобиться для твоего "художественного портрета".
- - Ну какой же это "художественный"? Это "антихудожественный" портрет...
- - Настоящий "антихудожественный" тоже неплохо бы иметь! И как же ты теперь свободное время проводишь?
- - Никак!
- - Как "никак"?
- - А так, что у меня нет свободного времени!
- - Значит, поэтому ты и в баню не ходишь?
- - Почему? Хожу! Но теперь редко...
- - Так... Хорошо... А как пришла идея написать первую рок-оперу?
- - Первой рок-оперой была "Муха-Цокотуха". Это 68-й год. Перед этим я послушал Томми, и мне показалось, что песен мне уже мало. Так пришла идея выразиться в более крупной форме. Моя "Муха-Цокотуха" звучала минут семнадцать. В записи ее нет, но в памяти у меня она осталась полностью. Я даже как-то хотел мультфильм по ней написать, но пока что-то не получается. Если "Муха-Цокотуха" - шуточная, то вторая опера - "Стадион" - была по-настоящему серьезной. Над ней я работал с 73-го по 75-й год, а потом лет десять "пробивал" возможность записать ее, что и удалось лишь в 85-м году. Однако я все-таки не назвал бы это рок-оперой. Все-таки это опера. "Рок" - это все-таки странное название. Я не понимаю, что такое "рок-опера", как я не понимаю, что такое "рок-поэзия". Не понимаю: что такое "рок-поэзия"? Я понимаю, что такое "поэзия"...
- - Позволь! Раз так называют, значит, в это понятие что-то вкладывают?
- - Видимо, это поэзия, которая исполняется рок-н-ролльным человеком... во время исполнения рок-музыки. Однако все равно это совершенно глупый термин, так нельзя называть: поэзия есть поэзия! Но рок-музыка - это рок-музыка, потому что эта музыка дала новый стиль музыкального языка. Поэзия же не родилась новая в рок-н-ролле! Поэзия как была поэзией, так и осталась. И если кто-то использует абсурдную поэзию и называет это рок-поэзией, то это глупость! Ведь рок-поэзия, как абсурдная поэзия, существовала еще где-то в пятнадцатом веке.
- - А может быть, тут дело в том, что всему этому "мешает" слово "рок"? Быть может, из-за слова "рок" и разговоры все? Поэтому скажи, что для тебя значит рок!
- - Рок - это музыка! Это стиль музыкальный...
- - Только музыка? Или, может, это целая новая культура?
- - Нет! Это все вранье и ложь! Мерзость! Это все придумали журналисты и неудачники, которые играть на гитаре не умеют, которые считают, что, если мы назовем себя как-то, мы уже отделимся. И они под это "как-то" кого угодно пытаются притянуть за уши. Рок - это прежде всего музыка. Прежде всего! И этим рок-музыка отличается, скажем, от бардовской песни...
- - Но чем она все-таки характерна?
- - Активной ролью ритм-группы!!!
- - По-твоему, она отличается чисто музыкально и никакой социальности в ней нет?
- - Никакой социальности! Абсолютно! Социальность - это уже производное. Рок-музыка привлекла людей активной ритмикой и странным, неожиданным соединением так называемого белого и черного искусства - понимаешь ты?
- (Я слушаю и думаю: "Разумеется, Градский, как всегда, порядочно перехлестывает, но в этих его заявлениях, как всегда, очень много толково подмеченного".)
- ... Это вот неожиданное соединение блюза, рок-н-ролла и "коммерческой красивой песни" и привело к тому, что у нас называют рок-музыкой. Недаром на Западе никто и ничего не называет роком. На Западе есть направления современной музыки! Есть хэви-метал. Есть поп. Есть рок-баллада. Есть фолк. И когда отмечаются лучшие исполнители, никто, как у нас, не говорит: это рок или это эстрада! Там отмечают людей по направлениям, например: это хард-рок, это фолк и т. д.
- Понимаешь ты? А у нас все под рок. Это неправильно.
- - Быть может, это чисто русское порождение?
- - Да. Это чисто наше безграмотное порождение, от нашего российского идиотизма, потому что, когда у нас начинают расстреливать, то расстреливают миллионами, и если говорят рок, то называют роком все подряд...
- Знаешь, свести все под одно слово очень удобно, чтобы бороться с тем, что вдруг становится неугодным, потому что под это слово всегда можно обнаружить в музыкальной жизни какую-то пошлость... Можно ведь под рок подвести и "Ласковый май", и когда с ним начинается борьба, как с роком, поскольку всем видно, что "Ласковый май" - это действительно нехорошо! - то заодно напрашивается борьба и с Шевчуком, то есть с действительным роком! Таким образом начинают бороться с Женей Белоусовым, а кончают с группой "ДДТ". Однако если это делить по направлениям, то все станет на свои места, потому что рок-н-ролл - это то, что делает, скажем, Шевчук; поп - это то, что делает Женя Белоусов и "Мираж", арт-рок или камерный рок - это то, что делает Градский; ливерпульский рок - это то, что делает Макаревич, или, скажем блат-рок - это то, что делает Цой, который поет просто такие подвальные или подъездные песни, но под барабан...
- - Блат-рок???
- - Да. Это я так его называю, это моя терминология... Или вот еще: "сдираль"-рок - это то, что делает Гребенщиков!
- - "Сдираль"-рок??? Это как понять? "Сдирает", что ли?
- - Ну, конечно! (Гогочет.) Потому что он "сдирает" вовсю, у всех и все подряд! Но в то же время - исключительно гениальный "сдиралыцик"! "Сдиралыцик"! Но - гениальный!!! (Гогочет еще веселее.)
- - Ну а куда Пугачеву, по-твоему, следовало бы отнести?
- - Пугачева создала женский вариант советской супер-звезды. До этого был известен только мужской вариант советской супер-звезды. Это - Муслим Магомаев. Это был образ... такого всенародного любимца. Пугачева - типичная представительница эстрадного искусства, способная, когда ей этого хочется, делать и рок-н-ролл, потому что "эстрадный певец" должен уметь делать все!!! Алла, очевидно, не способна на классику, но в тех жанрах, за которые она берется, она очень органична.
- - А тебе самому она симпатична?
- - Да-а-а! Но, понимаешь, какая вещь: это чисто наш вариант! - то, что делает Алла! Это настолько наш вариант супер-звезды, что это мне и нравится, и тут же мне одновременно и жаль, потому что, если бы она в какой-то момент перестала больше думать об успехе только здесь и пошла бы в направлении международных, "фирменных", интересов, она могла бы добиться успеха и во всем мире. Но теперь она уже, пожалуй, опоздала. Этим надо было начать заниматься лет десять назад...
- - А из каких-то композиторов-классиков ничего тебе не напоминает рок?
- - Ну что ты этим хочешь сказать: есть ли образ рока в творчестве классиков? Да!!! Я считаю, это и Бетховен, и все классические композиторы, которые активно использовали ритм-группу... Ведь ритм-группа - это необязательно барабаны! Если организована "ритм-секция", скажем, в рояле (Начинает страстно напевать сонату Бетховена.), то такая "внутренняя ритмическая организация" тоже есть рок!
- Неожиданно начинает языком, а потом и на рояле азартно наигрывать "Танец маленьких лебедей". Затем резко останавливается и спрашивает:
- - Что это? Явно не рок-музыка... правильно?
- - Ну извини меня,- говорю я.- Хоть ты и хитро подмигиваешь, но тут тоже есть какие-то моменты, напоминающие мне рок!
- - Да! Но! Это скорей... поп-пошлости, а, не рок-музыка. А вот это вот рок-музыка натуральная... (Весь "заводится" и бросается играть и петь арию Бориса из Мусоргского.) Вот это действительно рок-н-ролл называется! Понял? Нет, ты понял? Скажи мне! ("А то отсюда не выйдешь!" - говорю я про себя и согласно киваю головой...)
- - Ладно. Теперь объясни мне: почему сейчас у многих к Мусоргскому особенно душа лежит?!
- - Да просто Мусоргский очень современен, потому что в том своем далеке он как-то странно угадал самую народную музыку наших дней, то есть... потому, что он натуральный рок-н-ролл!!!
- ("А как же тогда быть с твоим заявлением, что рок-музыка - это совершенно новый музыкальный стиль?" - хочу спросить его я, но не решаюсь, боясь прервать то очарование, в котором он находится, "упившись" наркотическими русскими звуками Мусоргского...)
- - Саша! А Саша! Кто у тебя из оперных классиков в душе... ну... постоянно?
- - Мне очень нравится Мусоргский! И Верди нравится! И нравится Вагнер! Вот три таких совершенно полярных человека: Мусоргский, Верди и Вагнер...
- "Мусоргский, Верди, Вагнер..." - с благоговением произносит Градский и опять, как завороженный, погружается в очарование... А во мне бушуют другие страсти, рожденные всей этой музыкой. Я вспоминаю статью Артема Троицкого "Приключения рок-н-ролла в стране большевиков" в "Литературной газете"... Вспоминаются строки: "...основной "посыл" любого рока - раскрепощение, сбрасывание всех и всяческих пут, не дающих молодому человеку чувствовать себя хорошо. На Западе "путами" являются прежде всего организованная религия и ее прямое порождение - так называемая "буржуазная мораль". Именно по ним рок-н-ролл нанес ощутимый удар еще в пятидесятые годы...
- ...Тотальная несвобода и тотальная неправда - вот что мы чувствовали в годы зарождения и бурного подъема советского рока. И именно об этом в советском роке шла речь. ...В 80-е годы... роль нашего "подпольного" рока как оппозиционного социокультурного движения стала поистине монументальной. Пожалуй, на Западе рок никогда, даже в 1967-1969 годах, не был так важен как гражданский фактор. Ведь у нас он стал не только символом независимости молодого поколения и проводником неких новых ценностей, но и вообще единственным доступным "некухонным" способом сказать и услышать правду. ...Вопрос "Кто виноват?" в застое никогда не стоял перед нашей рок-общиной: ответ на него был ясен с самого начала. Виноват "совок", то есть советский конформист, во главе с партией и правительством. ...Весь мало-мальски искренний советский рок был, сознательно или стихийно, сугубо антигосударственным явлением. ... И вот, гонимый, ощетинившийся, при всем арсенале "холодной войны", наш рок мягко въехал в новую общественно-политическую ситуацию. ...Теперь цензура практически отсутствует, концертов - сколько угодно и где угодно (был бы спрос), средства массовой информации стелются перед "патлатыми" так же, как в свое время перед членами Союза композиторов... Нетрудно догадаться, что перестройка, эта внезапная перемена климата, оказала на значительную (и лучшую) часть нашей рок-тусовки абсолютно деморализующее воздействие. Получив все, она лишилась главного - того самого нерва, смысла существования, врага, в боях с которым она крепчала. Встает вопрос: "Что делать?" Ответ наших рок-радикалов принципиален и туп: "Искать новых врагов". Еще недавно рок был всамделишным бунтом, разновидностью духовного диссидентства - сегодня его "революционный" потенциал котируется где-то на уровне мелкого хулиганства. Раньше рок был счастливой отдушиной для радикальных молодых умов - сейчас это пафос глухой "серединки". ...Нельзя путать сцену, кафедру или, скажем, физическую лабораторию с политической трибуной. ...Большой политикой должны заниматься профессионалы. ...К чертям угрюмое наследие застойного прошлого, поиски врагов и политику, да здравствует рок как Искусство! Популярный тезис, однако воплощение его в жизнь осложняется рядом обстоятельств. ...Программа "Взгляд"... дает мне достаточное представление о новой формации "совкового" рока. Все необходимые атрибуты налицо: не только черная кожа, "джинса" и локоны ниже плеч, но и "содержание" - как нас всю жизнь обманывали, какой тиран был Сталин, во что сволочи страну превратили и как они же теперь тормозят перестройку. Я гляжу в пустые глаза музыкантов и на их заученные позы, слушаю натужно-смелые тексты и чувствую во всем этом стопроцентную фальшь. ...Нельзя... реанимировать рок-движение в его прежней форме...".
- Вот такие строки вспоминаются мне, пока Градского охватывает очарование от натурального рока, давным-давно существовавшего в лучших образцах классической музыки. Вот такие строки вспоминаются мне в связи с продолжающим царить даже в столице застоем, вина за который без разбору валится со всех сторон на Маркса. И мне становится страшно. Мне становится не по себе, что Маркса судят, зачастую даже совсем не читав Маркса; судят о Марксе по тому, что слышали или слышат якобы от его имени в изложении всяких там бесполых псевдополитиков и околознающих докторов наук. Знаю я этих теперешних ведущих академиков и лихих докторов, знаю не понаслышке: у кого-то одно время учился, а с кем-то и вместе учился. И поэтому хорошо знаю и помню их "принципиальные" прыжки из объятий Хрущева в объятия Брежнева и, разумеется, наоборот! Как тогда, так и по сей день они почти ни в чем не разбираются и почти ничего не умеют, кроме как ходить вокруг да около да выдавать за марксистско-ленинские идеи то, что ни Маркс, ни Ленин отродясь не говорили и не писали. Просто нет у них совести! Вот и выдают "свое" за "чужое" вместо того, чтобы хотя бы раз честно, хотя бы один раз как следует изучить это "чужое" и убедиться, что в главном и Маркс, и Ленин абсолютно правы: коммунизм - не выдумка, а реальность происходящего, в том числе и сегодня, человеческого развития... в том числе и с возвратом из тупика застоя!
- А то, что социализм стал "загнивающим", а капитализм все больше становится "процветающим", так это от того, что коммунисты, точнее, якобы коммунисты, отошли от Маркса, а капиталисты, напротив, начали в чем-то становиться марксистами гораздо больше, чем наши горе-коммунисты! Не верите? Что ж... почитайте хотя бы интервью Димы Сабова в "Комсомолке" с самым антикоммунистическим "ястребом" Збигневом Бжезинским и сравните взгляды американца с тем, что черным по белому написано у Маркса и Ленина; и вы сами убедитесь, что в Бжезинском куда больше марксизма, чем во всех наших академиках, вместе взятых; хотя, конечно, берет он кое-что на вооружение из марксизма не от хорошей жизни, а для того, чтобы продлить жизнь капиталов, которые от этого еще больше становятся социалистическими, точнее - еще ближе к социализму! Сам же Бжезинский, все заметнее перенимая социдеи, все-таки в корне по-прежнему остается активным антикоммунистом, все явственнее пропитывающимся социализмом Маркса и Ленина. Поэтому: да здравствует Коммунизм!!!
- Еще мне хочется сказать: "Где вы видели у нас настоящих коммунистов?" Их сейчас "раз-два и обчелся"! Так что не коммунистов надо винить в наших застойных бедах, а тех, кто пролез в коммунисты и воспользовался властью, завоеванной большевиками для народов в 1917-м. Да не случаен же и тот факт, что даже канцлер Коль, а не так называемые "коммунисты", распорядился по согласованию с бундестагом выделить средства и привести в достойный вид могилу Карла Маркса!
- "Все это интересно! - скажете вы.- Но при чем тут рок?" Да при том, что не ублюдочное "совковое рокоподобие", как телевизионная саранча пожирающее живые ростки истинной культуры, а настоящий советский рок, на который способны люди типа наших героев, в лучших своих достижениях - в корне коммунистичен! Сомневаетесь? Тогда перечитайте Артема Троицкого, одного из общепризнанных идеологов отечественного рок-движения, и сравните его "Приключения рок-н-ролла в стране большевиков" ну хотя бы с произведением Ленина "Государство и революция". Только читайте на совесть! И вы придете к тому же выводу... Конечно, Артему Троицкому далеко до Ленина, однако кое-что и Артем понимает и может анализировать сугубо по-ленински... Если вы уже обстоятельно прочли Ленина, вы не станете мне возражать. Вы только, возможно, скажете мне: "Осилить смысл написанного Лениным не всегда удается даже и с десятого захода, но если ты сильней своей лени и неподготовленности, то тебя действительно ждет счастье вооружиться гениальностью этого великого человека!"
- ...Градский уже смотрит то на меня, то на часы и начинает торопить, быть может, интуитивно уловив, что я уже какое-то время существую сам по себе, тогда как парень со своей прелестной подружкой продолжают нас ждать.
- - Вспоминай скорей, что еще тебя может интересовать в моей биографии! - говорит Градский.
- - Есть тут одна совершенно забытая всеми страница из твоей жизни: как ты чуть не стал оперным певцом?
- - Но откуда ты про это знаешь?
- - Все оттуда же-из ресторана ВТО. Помню даже, где мы сидели, когда ты вдруг с подъемом стал рассказывать, что появилась неожиданная возможность: тебя обещали распределить после института в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко с тем, чтобы попробовал себя в настоящей опере... Этот разговор я очень хорошо запомнил, только вот не знаю, чем там у тебя все кончилось? Ведь после того мы, кажется, лет пятнадцать не виделись...
- Сдержали тогда обещание или нет?
- - Ты знаешь... Как тебе сказать? Был, конечно, после института, в 74-м году, разговор: идти петь в опере, но... этого мне не хотелось. Мне начали ставить какие-то условия, согласно которым я должен был бросать свою музыку. И это в то время, когда именно эта музыка к фильму "Романс о влюбленных" открывала передо мной самостоятельную дорогу. И вот тут, когда пошел успех и люди стали говорить обо мне, я почувствовал, что эта музыка может быть явлением всесоюзного толка.
- До этого, пока я играл в Москве или ездил пару раз на гастроли в Куйбышев или Донецк, я, разумеется, видел, что толпа песням моим хлопает, что толпе они нравятся, однако я и не предполагал, что все это в конце концов выльется в событие всенародного значения. Между тем мне, естественно, хотелось как-то расти. Я всерьез думал: если я пойду в оперный театр, то это действительно поставит меня выше прежнего уровня. Но тут выходит "Романс о влюбленных", который идут смотреть семьдесят миллионов человек. Люди смотрят и говорят: "Какая замечательная музыка!" Так я становлюсь известным многим в своем собственном деле. Так я прихожу к пониманию, что вот это моя дорога, и именно ей мне надо идти!
- - Кстати, ты в тот вечер в ВТО сказал, что, в принципе, любой оперный певец может спеть любой рок так, что всем нам "даст сто очков вперед"...
- - Такое могло быть с моей стороны, но сейчас я так не думаю, хотя, конечно, оперный певец сможет это сделать, если его учить. Однако если у него нет чувства рок-н-ролла, то он никогда не научится. Между прочим, мне это удалось. Я это в опере "Стадион" сделал. У меня там Кобзон поет как рок-н-ролльщик, но он ведь талантливый человек - понимаешь?! То же самое имеет место и кое-где на Западе; скажем, у Тима Раиса и Ллойда Веббера в опере поют несколько настоящих оперных певцов.
- - А ты что-нибудь масштабное сейчас пишешь?
- - Я уже пятый год работаю над "Мастером и Маргаритой", но пока работа моя движется очень медленно. Мне понравилось либретто, сделанное Павлом Грушко, тем не менее кое-что в нем мне приходится менять самому, поскольку не все в его трактовке меня устраивает...
- - А когда тебе было легче: в 60-х, 70-х, 80-х или сейчас?
- - Я думаю, что легче было в самом начале. Ведь чем больше ты становишься художником, чем старше, тем труднее, потому что время уходит; и если раньше еще было ощущение, что успеешь сделать то или это исправить, то теперь полное ощущение, что времени буквально с каждым днем все меньше и меньше, чтобы совершенствовать себя и одновременно делать какие-то творческие вещи... И потом, некоторое время назад я начал терять интерес к нашей аудитории: она мне не кажется достойной того, чтобы ради нее кровью харкать; мне кажется, что аудитория, которая столь нетребовательна, не заслуживает того, чтобы ты для нее мучился, переживал и страдал, хотя вместе с тем я, конечно, понимаю, что я не прав, ибо я знаю, что у меня есть и своя публика, ради которой стоит жить моей жизнью... Когда я вижу эту родную мне публику в зале, тогда у меня самые счастливые дни и самые хорошие мои концерты! Однако чаще бывает так, что приходят случайные люди, совершенно не имеющие отношения к тому, что я делаю. Тогда - тоска. Полная!
- - Тогда... стало быть, приходит твоя смерть: где же ты тогда нужен, если не нужен здесь?
- - Почему? Я могу быть нужен где угодно... в мире!
- - Но ведь ты наверняка знаешь, что для Запада что Градский, что Женя Белоусов - одно и то же?!
- - Да! Но после того, как я спою, это будет уже не одно и то же...
- - Однако чтобы это могло произойти, надо года два-три поездить по миру с хорошими концертами.
- - А я это сейчас и делаю. Например, в США я находился по приглашению - как "звезда" нашего рока. Меня все чаще начинают приглашать в другие страны на совместные концерты и на записи коллективных пластинок. Вот, скажем, недавно я работал вместе с Шарлем Азнавуром. Мое мастерство в мире становится все более известным, и поэтому меня все чаще приглашают... Однако контракты я пока ни с кем не подписываю, как это, например, сделали "Парк Горького" или Гребенщиков, и не делаю я этого только потому, что та форма контрактов, какую они подписали, меня совсем не устраивает, хотя Гребенщиков здесь может говорить все, что угодно, о выгодности своих контрактов...
- Дело в том, что я хорошо знаю, что в действительности обозначают их контракты. Это полная зависимость от фирмы, и если фирме твоя, пусть даже очень длительная, работа не покажется интересной, то согласно оговорке на этот счет в контракте фирма разорвет договор и пошлет тебя ко всем чертям, не заплатив даже советской копейки!
- Писать о Градском можно еще и еще, но я заканчиваю, поскольку, судя по всему, уже и этого вполне достаточно, чтобы воображение правильно составило его портрет в натуральную величину... Да, лет пятнадцать мы с ним не виделись, поэтому, быть может, мне показалось, что Градский стал на сантиметров десять пониже, хотя как личность, конечно, вырос на целую голову. И еще: меня сильно поразили его волосы - они остались такие же густые и черные, как и двадцать лет назад. И, как и двадцать лет назад, Саша оказался, как всегда, небрит. Кажется, я никогда не видел его бритым, но, возможно, мне всегда не везло - я-то и себя вижу бритым раз в году. Той же была и обычная для наших первых встреч небрежность в одежде и стрижке, хотя я совершенно точно знаю, что, когда надо, он всегда предстает перед делом, что называется, "с иголочки"...
- Знаете, мне нравится его песня про академика. Очень! Честно говоря, гораздо больше самих академиков, ибо не могут нравиться академики, чьи вмешательства в политические дела без соответствующих профессиональных знаний чреваты и национальными катастрофами.
- Я пишу здесь о Градском и хорошее и плохое; пишу все, что может помочь представить его правильный портрет. Вместе с тем мне бы хотелось, чтобы у каждого из вас, как и у меня, родилась и жила искренняя симпатия и к такому, и к сякому Саше Градскому, к преданному искусству человеку Александру Борисовичу Градскому, которому еще в самом начале 70-х я с благоговением посвятил часть своего стихотворения, обращенного к людям, на которых я тогда, можно сказать, молился, как верующие молятся сейчас своему Богу...
- Я заканчиваю тем, с чего начал,- я возвращаюсь вновь к своей записной книжке, где, в частности, написано: "Если мы способны - мы должны делать историю!!! Александр Градский. 17 сентября 1974 года..."
- - Когда напишешь - покажи, что получилось!
- - Ладно, если будет возможность...
- - Не! Ты обязательно покажи!
- - Что это тебе вдруг так понадобилось? Ты же утром говорил: "А на кой мне все это нужно?" Когда же я сказал, что нужно, ты ответил: "Нет! Это, Коля, не мне, а тебе нужно!" И вот теперь такой интерес. Я, в принципе, не против, но с тобой же трудней, чем с Бергером, встретиться, хотя тот - в Австралии, а ты рядом, в Москве.
- - Ну... ладно! Тогда ты хоть по телефону почитай мне, что напишешь.
- - Не переживай! Больше, чем ты "записал" на пленку, я лично тебе не "припишу"... Ну, пока!
- На том мы и расстались. И снова каждый из нас пошел своей дорогой...
<<< Назад